Осталось много задач для того, чтобы реализовать совместную хозяйственную деятельность на «северных территориях», о которой договорились главы России и Японии в ходе встречи в декабре прошлого года.
— Существует много сложностей на пути к созданию системы, которая не подвергнет сомнению законные позиции обеих стран. Тем не менее, если у Москвы и Токио будет стойкое политическое желание, все можно согласовать в короткие сроки. Важно, чтобы премьер Абэ и президент Путин встречались как можно чаще и продолжали оказывать мощное давление на соответствующие ведомства обеих стран. Дело в том, что обычно государственные структуры крайне пассивно относятся к таким новым начинаниям. Предложение о совместной хозяйственной деятельности появилось, когда я еще был послом в Японии. Все спорные вопросы уже известны. Если бы мне доверили переговоры, я бы уладил все проблемы за несколько месяцев и начал бы реализовывать проект в ближайшее время. В 1990-е годы было много разногласий по поводу деятельности японских рыболовецких судов вблизи «северных территорий», однако стороны пошли на компромисс и в конечном итоге достигли соглашения. Система работает стабильно и по сей день.
— Не было подвижек в направлении возврата двух островов после подписания мирного договора в соответствии с Советско-японской декларацией 1956 года.
— В начале 2000-х годов Россия предложила решить проблему на основе декларации, однако Япония не приняла это предложение. У России осталось неприятное впечатление. Если Путин получил бы отказ и сейчас, это подорвало бы его авторитет. Меня не удивило, что не было никаких подвижек по двум островам.
— Что больше всего мешает урегулировать территориальную проблему?
— Если российско-японские связи окрепнут, Япония сможет укрепить свои позиции на фоне Китая, а Россия — на фоне США. Россия находится в хороших отношениях с Китаем, а Япония — с США. Если Россия и Япония подпишут мирный договор, и между ними сложатся союзнические отношения, они станут намного более влиятельными странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Проблема в том, что представители элиты обеих стран не осознают всю стратегическую значимость этого. Что касается мирного договора, то Япония также должна представить доказательства, что в будущем японо-американский союз не будет представлять угрозу для России. Дело в том, что российские власти опасаются, что Япония может представлять угрозу с точки зрения безопасности.
— Что нужно для появления доверительных отношений между Россией и Японией, которые будут способствовать урегулированию территориальной проблемы?
— Если совместная хозяйственная деятельность будет успешной, это позитивно скажется на отношении российской элиты к Японии. В России, если власть принимает решение, общественное мнение не становится помехой. Также необходимы четкие гарантии, что после ухода премьера Абэ двухсторонние соглашения будут соблюдаться. Правительство России испытывает сильное недоверие, поскольку администрация премьера Коидзуми поменяла курс предыдущей администрации премьера Мори.
Александр Панов: работал в МИД СССР. Покинув пост заместителя министра иностранных дел, с 1996 года в течение семи лет работал послом России в Японии. Когда Панов был послом, в его подчинении находился руководитель администрации президента РФ Антон Вайно. 72 года.