Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Киев преодолевает последствия «транзитных войн» с РФ

Год назад Россия заблокировала транзитные перевозки украинского экспорта через свою территорию. Удалось ли Украине найти другой путь доставки грузов, к примеру, в Центральную Азию?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина подсчитывает убытки от введения Россией в начале января 2016 года ограничения транзита украинских товаров через свою территорию. По официальной информации Министерства экономического развития и торговли Украины, из-за российской транзитной блокады за год украинская экономика потеряла около полумиллиарда долларов.

Киев — Украина подсчитывает убытки от введения Россией в начале января 2016 года ограничения транзита украинских товаров через свою территорию. По официальной информации Министерства экономического развития и торговли Украины, из-за российской транзитной блокады за год украинская экономика потеряла около полумиллиарда долларов. А это дополнительные потери ВВП в размере 0,3 процента. За это время экспорт товаров в Казахстан и Киргизию, традиционные для Украины рынки сбыта в Центральной Азии, сократился почти на 44 процента и на 47 процентов соответственно.


Украинцев вытесняют с рынка


Эксперты указывают на то, что больше всего пострадали от российского ограничения транзита пищевая и машиностроительная отрасли Украины. Украинские кондитеры констатируют, что постепенно начали терять свои позиции на рынке Центральной Азии.


«За год наш экспорт в эти страны упал почти на 30 процентов. Там, благодаря своему качеству, наша продукция итак позиционируется в дорогом сегменте. Поскольку стоимость доставки после закрытия российского транзита выросла, соответственно и цена нашей продукции существенно возросла», — рассказал DW председатель Ассоциации «Укркондпром» Александр Балдинюк.


Он отмечает, что из-за этого украинским производителям стало трудно выдерживать конкуренцию, поэтому в Казахстане и Киргизии более дешевые российские конфеты постепенно вытесняют украинские кондитерские изделия.


Проблемный «Шелковый путь»?


Если раньше по суше через территорию России украинские товары доставляли в Центральную Азию за одну-две недели, то теперь сроки доставки увеличились вдвое, что особенно критично для производителей пищевых продуктов.


Сейчас Украине приходится транспортировать свою продукцию по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) — одному из коридоров китайского «Шелкового пути». В январе 2016 года Азербайджан, Грузия, Казахстан и Украина подписали протокол о льготных тарифах для грузоперевозчиков, а затем Транскаспийский маршрут протестировал Киев.


Он проходит через два моря и четыре страны. Начинается этот транспортный коридор на Украине, на паромной переправе Черноморск, бывший Ильичевск. Оттуда по Черному морю украинские грузы доставляют в грузинские порты Поти и Батуми. Затем по железной дороге их транспортируют через Грузию и Азербайджан. После этого паромной переправой через Каспийское море доставляют к казахскому городу Актау и развозят по железной дороге дальше. Кроме того, что этот маршрут длиннее, чем транзитный коридор через Россию, он еще и значительно дороже из-за ограниченного количества перевозчиков на Черном море, говорят украинские эксперты.


Сейчас там осуществляют грузоперевозки лишь две компании — украинская судоходная компания «Укрферри» и Болгарское морское пароходство, которые монопольно устанавливают цены на транспортировку грузов по морю.


К тому же ТМТМ работает только в одну сторону — с Украины в Центральную Азию, поскольку казахские и киргизские производители продолжают экспортировать свою продукцию в Европу через более выгодный им маршрут по суше через территорию РФ. Это существенно влияет на общую цену доставки украинских товаров по «Шелковому пути». Он для украинцев стал слишком дорогой альтернативой, отмечают украинские эксперты.


В поисках решения


В украинском правительстве уже год ищут выход из российской транзитной блокады. Осенью Украина начала процесс обжалования во Всемирной торговой организации (ВТО) ограничения РФ транзитного движения с территории Украины на территорию Казахстана и Киргизии, проведя консультации в рамках процедуры разрешения споров. Теперь украинское правительство ожидает создания панели арбитров ВТО, где должно быть принято окончательное решение по этому делу.


В свою очередь министерство инфраструктуры Украины пытается пока хоть как-то удешевить транзит украинского экспорта по Транскаспийскому маршруту. «Мы уже договорились, что Укрзализныця (Украинские железные дороги), железные дороги Азербайджана, Грузии, Казахстана и морские операторы синхронно снижают стоимость перевозок и устанавливают единый сквозной тариф», — сказал в интервью DW заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань.


Он отмечает, что благодаря договоренности цена доставки одного контейнера будет составлять уже не 10 тысяч долларов, а почти вдвое меньше.


Болевые точки


Слабым местом Украины остаются высокие портовые сборы и устаревшая инфраструктура морских портов, которая не справляется с грузопотоком, отмечает эксперт транспортной сферы Александр Кава.


По его мнению, над этим украинскому правительству следует работать в первую очередь. Вместе с тем замминистра инфраструктуры констатирует, что правительство сейчас готовит документы на передачу в концессию частным компаниям Черноморский морской порт, чтобы инвестор смог его модернизировать.


Кроме того, с правительством Грузии уже заключено соглашение об организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения между портами Украины и Грузии. Это, по словам Довганя, позволит разрушить монополию на паромные перевозки в Черном море и благодаря конкуренции снизит стоимость доставки украинских товаров по Транскаспийскому маршруту.


«Также мы сейчас ведем переговоры с китайскими компаниями, которые могли бы заполнять своими грузами контейнеры и вагоны на этом маршруте назад из Центральной Азии в Европу через Украину, и таким образом снизить общую стоимость доставки для украинских производителей», — говорит Виктор Довгань.


В тоже время Александр Кава уверен в том, что бесполезно надеяться на интерес Китая к этому предложению, поскольку китайские власти рассматривают его для себя лишь как один из способов диверсификации поставок в Европу, отнюдь не самый удобный и дешевый. Лучше всего, по его мнению, удешевлять доступ украинским экспортерам на рынки Центральной Азии посредством государственных дотаций. Но поскольку сейчас правительство не может себе этого позволить, то постепенно доступ украинских производителей на этот рынок будет закрываться и торговать там смогут лишь единицы.