Лондон. — Похоже, что после утверждения в должности в сенате следующей задачей для нового госсекретаря Рекса Тиллерсона и министра обороны Джима Мэттиса станет ликвидация последствий. Последствий чего и где? Здесь, в Европе, от необычного комментария избранного президента Дональда Трампа о недостатках и провалах ключевых мировых лидеров и западных институтов, который был опубликован в понедельник в The Times и в немецкой газете Bild.
Да, Трамп решил начать руководство американской внешней политикой с критики в адрес самого важного альянса Америки НАТО. Он применил дешевый прием против одного из самых важных союзников США канцлера Германии Ангелы Меркель, которая пользуется большим авторитетом, являясь самым уважаемым лидером в Европе.
Со стороны Трампа нет никакого глубокомыслия в том, чтобы указывать на очевидное: на решение Меркель пустить в Германию сотни тысяч отчаявшихся беженцев, которое нанесло политический вред ее правительству. Но это смелый поступок, а отнюдь не постыдный. Злорадство по поводу неудач Меркель — это недружественный поступок со стороны руководителя зарубежного государства, особенно если это государство — США, обычно гордящееся тем, что его называют «страной иммигрантов».
Всего несколько недель назад многие высокопоставленные европейские руководители с уверенностью говорили о том, что тревожные внешнеполитические заявления Трампа — это не более чем предвыборная риторика. Теперь они молчат. Эти руководители осознали, что сомнения Трампа в ценности НАТО, его резкие нападки на Европейский Союз и его необъяснимое нежелание противостоять Кремлю являются реальным отражением нового мировоззрения Вашингтона.
Трамп в очередной раз назвал НАТО «устаревшей». И это в тот момент, когда Североатлантический альянс развертывает новые войска и современные системы неядерных вооружений в Польше, чтобы успокоить своих членов, испытывающих тревогу из-за запугиваний Москвы, которая вторглась и оккупировала соседнюю Украину.
Трамп в очередной раз похвастался тем, что его предвыборные заявления вынудили НАТО переключить основное внимание на борьбу с терроризмом. Но правда в том, что НАТО вместе с США борется с террористическими угрозами в лице «Аль-Каиды» и талибов в Афганистане вот уже более 10 лет, а также оказывает важную помощь в обучении и вооружении армий ближневосточных стран, которые воюют с «Исламским государством» (запрещенная в России организация — прим. пер.). Трамп невосприимчив к этим упрямым фактам и в равной степени не понимает, что хвастовство американского президента контрпродуктивно. Поэтому очень трудно себе представить, что он станет авторитетным лидером НАТО и Запада, хотя эту роль с гордостью играли все американские президенты, начиная с Гарри Трумэна.
Беспричинные нападки на самых важных друзей и союзников Америки беспокоили специалистов по внешней политике из Республиканской партии во время избирательной кампании, и многие из них осуждали Трампа, заявляя, что он не подходит для должности главнокомандующего.
Вот уже четверть века с лишним республиканский внешнеполитический истэблишмент видит в американских союзниках в Европе и Азии нерушимую основу международного влияния и престижа США. Поэтому сохранение и укрепление таких альянсов является первоочередным принципом американской дипломатии, а также источником гордости трех последних республиканских администраций. Госсекретаря Рональда Рейгана Джорджа Шульца республиканцы называют дипломатом высшей пробы, потому что он весьма умело налаживал и крепил важнейшие отношения и союзы Америки по всему миру. Шульц сравнивал дипломатов с «садовниками» из сферы международных отношений, которые тщательно возделывают зеленеющие поля здоровых альянсов и цветущих двусторонних отношений. Эта метафора живет вот уже более тридцати лет.
Но для вновь избранного президента вся эта история как будто не имеет никакого значения. Трамп постоянно осуждает президента Джорджа Буша за его решение развязать войну в Ираке. Но при этом он как будто не понимает, что один из самых болезненных уроков той войны напрямую связан с высокомерным отношением к друзьям и союзникам. Трамп со своими комментариями живо напоминает высокопоставленных чиновников Буша, которые на пике своего высокомерия в 2003 году весьма пренебрежительно отзывались о европейцах и о НАТО. Так было, когда Вашингтон решил проигнорировать выдающийся акт солидарности НАТО после 11 сентября, члены которой заявили, что атаки «Аль-Каиды» на США являются нападением на союзников по Североатлантическому альянсу. В то время американские руководители типа заместителя министра обороны Пола Вулфовица предпочитали, чтобы США действовали в одиночку, дабы структуры командования НАТО не тормозили процесс. Конечно, позднее, когда война затянулась, Америке срочно понадобились подкрепления, и она обратилась к НАТО.
Администрация Буша пригрозила ответными действиями тем странам, которые выступали против поспешного решения Вашингтона начать войну в Ираке. Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс, например, говорила своим друзьям, что Белый дом «накажет Францию, проигнорирует Германию и простит Россию». Естественно, когда хаос и гражданская война усилились, когда потери американских войск достигли десятков тысяч человек, сотни миллиардов долларов исчезли, а Ирак начал распадаться, эти слова быстро забыли.
Спустя 14 лет новый американский президент тоже хочет простить русских. Но на сей раз российские преступления слишком серьезны, и игнорировать их нельзя. В международных отношениях нет принципа более важного, чем противодействие крупным странам, нападающим и оккупирующим своих маленьких соседей. По какой-то причине Трамп не понимает этот исключительно важный принцип и поэтому продолжает обелять правительство Владимира Путина, вызывая изумление у всех американских союзников и особенно у канцлера Меркель, продемонстрировавшей недюжинную политическую смелость и возглавившей европейские санкции вопреки возмущенной реакции со стороны немецкого бизнес-сообщества.
Поэтому самым пагубным заявлением Трампа является его извращенное обещание одинаково относиться и к Меркель, и к Путину. Еще не приняв присягу, новый президент уже породил значительный дипломатический кризис, преодолевать который ценой огромных усилий придется Тиллерсону и Мэттису.
Если в оскорбительной дипломатии Трампа есть какая-то положительная черта, то это неблагоприятная реакция Европы, порожденная его мощной непопулярностью на континенте. Трампа ждут непростые времена в Европе, начиная с его привязанности к маргинальным популистским движениям и кончая странными нападками на Меркель.