Zdravstvuite! Ya, commissar Binkov, predstavlaju…
«Россия против Турции: что произойдет, если эти две страны объявят друг другу войну». Как обычно, мы не будем учитывать ядерное оружие, союзников, международную политику и моральный дух.
Существуют два варианта этой войны. Во-первых, воздушная война, на которой будут использоваться только ракеты и авиация, во-вторых, полноценная наземная война.
У России больше крылатых ракет, обладающих большей дальностью. Вдобавок у нее есть баллистические ракеты, способные накрыть изрядную часть Турции. Турецкие силы могут на это ответить только крылатыми ракетами малой дальности, запускаемыми с воздуха. Обе стороны понесут определенный урон, но серьезной угрозы ни для одной из них не возникнет. При этом Россия нанесет Турции больше ущерба, чем Турция России.
Турецкие авиабазы, благодаря стандартам НАТО, часто обладают несколькими взлетно-посадочными полосами и бункерами. Так как таких баз много, а у Турции большая территория, изрядная часть из них будет продолжать функционировать, несмотря на российские ракетные удары.
В российских ВВС меньше многоцелевых самолетов, однако в целом они в несколько раз превышают турецкие по численности. Россия в немалой степени по-прежнему полагается на немодернизированную технику образца холодной войны, в то время как у Турции большинство самолетов относительно современные. Кроме этого турецкие летчики больше тренируются.
Из-за российского численного превосходства и из-за явного превосходства России в наземной ПВО, турецкие ВВС будут преимущественно обороняться. Они будут ждать российских самолетов и стараться перехватить их издалека, по возможности не ввязываясь в лишние воздушные схватки. Хотя турецкие зенитно-ракетные системы нельзя назвать ни современными, ни многочисленными, для атакующей российской авиации они могут представлять реальную угрозу — особенно для той ее половины, которая не модернизировалась со времен холодной войны.
Турция отстает по количеству авиационных комплексов радиообнаружения и наведения, а также по количеству самолетов радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы. Это создает угрозу для турецких зенитно-ракетных комплексов, которым придется часто перебазироваться, и уменьшает их роль в воздушной войне. Вероятно, более опасны для русских, чем ЗРК Hawk будут многочисленные турецкие маловысотные зенитные комплексы.
У России мало модернизированных самолетов-штурмовиков и высокоточных вооружений, что явно будет для нее проблемой. Русским придется либо промахиваться мимо целей, нанося удары с большой высоты, либо снижаться, чтобы бить точнее — и оказываться в пределах досягаемости турецкой ПВО.
Без наземного вторжения такая воздушная война затянется надолго, и страдать от нее будут обе стороны. Турция сможет выбирать, когда ей удобнее ввязываться в бой с атакующими российскими самолетами, и на ее счету будет больше сбитых целей. Российские ВВС будут постоянно нести потери. Однако за это туркам придется расплатиться тем, что русские будут летать над северными и восточными частями страны и перехватывать их будут лишь время от времени. У Турции больше ракет класса «воздух-воздух», но в целом запасы ракет в ее арсеналах невелики. Если учесть исторический процент поражения целей ракетами «воздух-воздух» даже при борьбе против технологически отстающего противника, турецкие ВВС будут вынуждены использовать старые ракеты уже после нескольких сотен сбитых российских самолетов. Если турки будут приближаться на малые дистанции к российским истребителям, специально предназначенным для такого боя, соотношение потерь изменится не в пользу Турции.
В реальности, Турция, скорее всего, выберет более агрессивную тактику и будет стараться перехватывать большую часть российских самолетов, держась при этом вне досягаемости для российской ПВО. Это означает, что примерно через год турецкие ВВС сильно сократятся и станут крайне немногочисленными. Что касается российских ВВС, то примерно через год такой воздушной войны они лишатся приблизительно половины своего первоначального состава. Россия также не сможет направить более трети своих самолетов против баз, расположенных на юге Турции, из-за относительно большого расстояния. У российских самолетов крайне низкая дальность полета, и многие из них не могут дозаправляться в воздухе. В сочетании с низкими возможностями в области прицельных бомбардировок это означает, что русские не смогут в полной мере использовать свое воздушное превосходство и с легкостью поражать турецките тактические цели.
Россия может потерять вдвое больше самолетов, чем Турция, однако Турция пострадает в целом сильнее. За год российских бомбардировок будут разрушены множество крупных неподвижных целей, изрядная часть инфраструктуры и ряд тактических целей. Кто возьмет верх в этом конфликте очевидно. Россия побеждает!
Если в битву вступят наземные силы, это может изменить ход войны. Подробнее об этом сценарии смотрите в ролике «Россия против Турции: наземная война».