Среди огромного количества «уток», распространяющихся по социальным сетям, например, фальшивой фотографии встречи американского сенатора Маккейна и главы Исламского государства (запрещенной в России террористической организации) Абу Бакра аль-Багдади (этой встречи никогда не было, однако она стала классическим образцом подобной мерзости), есть информация, которая никогда не пропадает и даже муссируется еще энергичнее в соответствии с определенными циклическими интервалами, она касается «агрессии НАТО против России». Обычно концепция «НАТО проявляет агрессию в отношении России» подкрепляется картой, которая призвана стать окончательным ее доказательством и на которой демонстрируется Россия, окруженная странами, примкнувшими к НАТО, отмеченными американским флагом. Видите, говорит анонимный фабрикатор мемов, эта карта свидетельствует: «В эти годы НАТО окружила Россию».
Вернемся к карте агрессивного поведения НАТО. Причина, по которой сегодня вокруг России оказалось столько членов Североатлантического альянса, состоит в том, что с течением времени они приняли решение присоединиться к Атлантическому договору. После распада Советского Союза все страны Варшавского договора (находившегося под руководством Москвы военного блока, противостоявшего НАТО), кроме двух, решили присоединиться к НАТО. Их никто не захватывал, не оккупировал, не принуждал. Они самостоятельно сделали свой политический выбор, решив, что, с их точки зрения, лучше существовать внутри военного альянса, в который уже входила большая часть Западной Европы и наиболее развитые страны, что, присоединившись к нему, они ускорят процесс модернизации в своих странах после десятков лет, проведенных под контролем Москвы.
Так, чтобы говоря об атмосфере того времени, в 1999 году министр иностранных дел Польши Бронислав Геремек (Bronislaw Geremek), подписав документы о вхождении в НАТО в Библиотеке Трумана в Вашингтоне, сказал: «Польша навсегда возвращается туда, где она должна быть, — в свободный мир». Рядом с ним министр иностранных дел Чешской республики, Ян Каван (Jan Kavan), который был вынужден жить в изгнании с 1968 года, когда советские танки вошли в Прагу, до 1989, заявил в связи со вхождением своей страны в Альянс: «Доступ к НАТО — это гарантия того, что мы никогда больше не станем беспомощными жертвами иностранной агрессии». Министр иностранных дел Венгрии Янош Мартони (Janos Martonyi), ребенком наблюдавший краткую революцию против просоветского правительства, понимал, что вхождение в НАТО подразумевало под собой не только преимущества, но и обязательства: «Мы должны доказать, — сказал он в тот день, — что новые члены альянса могут сделать его сильнее». Было бы интересно узнать, что они сегодня думают об этой примитивной карте, распространяемой в интернете и выдающей добровольное присоединение этих стран к НАТО за агрессивные маневры в отношении России. В одной статье Los Angeles Times в 1995 году высказывалось предположение, что события, происходившие в Чечне, где Россия вела жестокую борьбу против сепаратистов, послужили дополнительным поводом для бывших стран советского блока, чтобы присоединиться к Североатлантическому альянсу.
Почему выбор бывших стран Варшавского договора в пользу Запада казался настолько понятным в то время? Потому что тогда для стран Востока было более естественно равняться на Запад, учитывая происходящее в России. Вот одна цитата: «Россия переживает один из самых сложных периодов своей многовековой истории. Вероятно впервые за последние 200-300 лет она серьезно рискует оказаться в числе стран второго или третьего порядка». Этот жесткий анализ был подписан на сайте российского правительства занимавшим в то время пост премьер-министра Владимиром Путиным. Три года спустя произошла историческая встреча в городе Пратика ди маре, находящемся к югу от Рима, где уже ставший президентом Владимир Путин заявил: «Сотрудничество с НАТО — это единственно возможный путь». Саммит завершился тогда формированием Совета НАТО — Россия, в котором Москва фактически становилась партнером 19 стран-членов Атлантического договора спустя 12 лет после их присоединения. Атмосфера благоприятствовала фантастическим геополитическим проекциям, поговаривали даже о присоединении России к ЕС (который сегодня является мишенью пропаганды). В 2004 году на волне нормализации отношений с Западом еще шесть стран, бывших государствами-спутниками Москвы, Болгария, Румыния, Эстония, Литва, Латвия, Словения и Словакия (получившая независимость в 1993 году) примкнули к НАТО.
Карта, демонстрирующая экспансию НАТО, появилась более десяти лет назад, в период, когда сама Россия декларировала собственное желание сотрудничать с Североатлантическим альянсом. Как это бывает с шедеврами пропаганды, они одновременно являются и фальшивками, и правдой, потому что никто не может отрицать, что представленная карта отражает актуальные границы НАТО. Однако ее интерпретировали в ключе угрозы, как будто это происходит именно сейчас. Если эта карта сегодня оказывается в числе мемов в Twitter с некоторой надеждой на то, что пропаганда выполнит свою функцию, то только благодаря коллективной амнезии, в рамках которой было забыто о том, как праздновалось окончание существования Советского Союза, как россияне стояли в очередях за хлебом и надеялись на расширение.
Другие факты, как, например, когда самолеты НАТО 110 раз перехватывали российские военные самолеты над Балтийским морем в 2016 году, не западают в сердце обычного пользователя социальных сетей. Порой даже традиционные СМИ способствуют развитию этой тенденции. В недавно выходившей на американском телеканале Fox передаче говорилось о военной операции НАТО «Атлантический резерв» и американских солдатах «в Польше, у самого порога России». Однако некоторые люди выражали свое несогласие: почему Польша, суверенное, независимое государство, должна считаться всего лишь «порогом» России?