«Ученик»
Режиссер: Кирилл Серебренников. В ролях: Петр Скворцов, Александр Горчилин, Виктория Исакова, Юлия Ауг. Россия. Драма.
Кажется очень правильным, что фильм о современной христианской радикализации сделан в России. Как известно, еще недавно религия там подавлялась — на протяжении семидесяти лет. Церкви сносили или превращали в плавательные бассейны, склады, хлева и многое другое. Если христианство и удавалось поддерживать, то это не делалось открыто.
Как только появилась возможность, церковь нанесла ответный удар — как стрела лука, натянутого до предела, она всегда теплилась в сердцах людей, или где там еще в человеческом теле прячется сейчас религия. И сегодня она вновь пользуется солидной поддержкой среди населения.
Президента Путина можно наблюдать на экранах телевизоров с его лучшим другом патриархом Кириллом, главой Русской православной церкви. Государство и церковь — закадычные друзья, кажется, что они вместе являют собой оплот против западной аморальности и отсутствия тормозов.
Когда будете смотреть фильм «Ученик», помните об этом.
Корректный рассказ
Старшеклассник Вениамин Южин (Петр Скворцов) живет вместе с мамой (Юлия Ауг) в неназванном российском провинциальном городке. Мать беспокоится за сына: он кажется каким-то отсутствующим, она гадает, не употребляет ли он наркотики, но у нее нет шансов узнать правду.
Веня, как она ласково зовет сына, безо всяких видимых причин с головой погрузился в Библию и общается с миром с помощью библейских цитат. Ссылки на Библию появляются на экране всякий раз, когда он начинает сыпать ими в разговорах. А делает он это постоянно.
В школе он выступает против легкомысленных нарядов девочек. На уроках биологии класс превращается в театр военных действий, где наука и рациональное, представленное учительницей (Виктория Исакова), сталкиваются с на первый взгляд вечным и суровым — в духе Ветхого Завета, представленным Веней.
Все это рассказано корректно и просто, действие развивается, и у вас не возникает ощущения чего-то предсказуемого или форсированного. Некоторые сцены кажутся слегка театральными, и в этом нет ничего плохого, но это делает их немного застывшими, текст кажется тяжеловатым, несмотря на динамизм в игре актеров.
Более или менее наивная сила веры
«Ученик» — история, которая очень подходит для времени, когда казалось, что религия вот-вот незаметно выскользнет из дома, но она вдруг закашлялась в дверях и передумала.
То, как режиссер Серебренников относится к теме, немного напоминает то, что делает Триер в фильме «Рассекая волны». Не вполне ясно, на чьей стороне симпатии режиссера, и является фильм предостережением или, наоборот, мягкими объятиями более или менее наивной силы веры. Вполне возможно также, что главный герой фильма считает важным настаивать на библейских словах. Таким образом, фильм — хорошее начало для дискуссии о религии и мировоззрении в обществе — которая, кстати, будет вестись под эгидой Министерства культуры на кинофестивале в Тромсё на этой неделе.
Основная идея моей маленькой заметки сводится к тому, что чем более умеренным является религиозное воспитание, тем лучше это для всех, кого оно затрагивает. Возможно, это даже можно как-то красиво выразить математически.
Эрленд Лу — знаменитый норвежский писатель, литературный критик, лауреат ряда национальных и международных премий, в прошлом — режиссёр короткометражного кино, театральный актёр, школьный учитель и работник психиатрической больницы.