Томас Грэм (Thomas Graham), управляющий директор консалтинговой фирмы Kissinger Associates, не любит обсуждать слухи о том, что он может стать новым послом избранного президента Дональда Трампа в Москве.
Но бывший дипломат и советник по делам России в администрации Джорджа Буша-младшего любит говорить на другую тему — о том, как спасти отношения России и США после того, как прозвучали обвинения в том, что российский президент Владимир Путин вмешался в ноябрьские президентские выборы.
Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson), которого Трамп выбрал на пост главы госдепартамента, на прошлой неделе заявил, что Россия «является угрозой» для США.
А кандидат Трампа на пост руководителя Пентагона Джеймс Мэттис (James Mattis) пошел еще дальше, назвав Россию первой из «главных угроз для Америки».
Никки Хейли (Nikki Haley), которую Трамп предложил на пост постпреда США в ООН, заявила в ходе слушаний по утверждению ее кандидатуры в среду, что Россия «пытается играть мускулами», и ей нельзя доверять, в то время как сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм поддерживают введение даже более жестких санкций против России.
«Наказать, наказать, наказать — но с какой целью? Чего мы пытаемся добиться? Похоже, что это делается вместо проведения вдумчивой политики, — сказал Грэм в телефонном интервью NPR. — Речь идет не о ведении дел в привычном режиме, а о том, чтобы открыть дипломатические каналы и снизить риск нежелательной конфронтации».
Грэм не имеет никакого отношения к переходной команде Трампа, но в его позиции в отношении России гармонично сочетаются различные политические настроения, существующие внутри республиканской партии — от откровенного соглашательства до непримиримой воинственности. К тому же 65-летний Грэм является деловым партнером Генри Киссинджера, бывшего госсекретаря, который поддерживает регулярные контакты с Путиным и, по имеющимся данным, встречался с Трампом после его избрания.
«Нормализация означает не сотрудничество, а восстановление нормальных дипломатических каналов. О возвращении к партнерству речь не идет», — говорит Грэм.
Кризис в отношениях
Отношения России с администрацией Обамы испортились после того, как Путин, который пропустил один президентский срок, заняв кресло премьер-министра, и в 2012 году вернулся в Кремль на беспрецедентный третий срок. Ситуация ухудшилась, когда Россия спустя два года аннексировала Крым и спровоцировала вооруженный мятеж на востоке Украины. В ответ на это Белый дом согласовал с Европейским Союзом санкции против России и начал размещать на ротационной основе американские армейские части и подразделения в Восточной Европе на территории стран-членов НАТО.
При отсутствии решительных действий США в гражданской войне в Сирии Путин вмешался, введя туда войска и действуя от имени президента Сирии Башара Асада, тем самым он стремительно вернул Россию на мировую арену в качестве влиятельного посредника в ближневосточном вопросе. Обвинения в том, что Путин приказал осуществить кибератаки с тем, чтобы повлиять на выборы в США, только укрепили позиции российского президента.
«Демонизация Путина отражает снижение нашей уверенности в собственных возможностях. Легче во всем винить Путина, — говорит Грэм. — Он преследует национальные интересы России, но международными делами он не управляет».
Грэм не сомневался в выводах разведывательного сообщества о хакерских атаках русских или попытках Кремля вызвать раскол в отношениях между США и Европой.
«Все, что сеет разлад в Европе, выгодно России из-за неравенства сил между Россией и Западом, — считает Грэм. — На данном этапе русские нами манипулируют, и это им почти ничего не стоит. Неожиданно происходят какие-то события, и мы приходим в бешенство».
Риски изоляции России
Вполне возможно, что западные санкции, введенные против Кремля в 2014 году, помогли предотвратить более агрессивные действия России на Украине, сказал Грэм. Тем не менее, он предостерег от дальнейшей изоляции Москвы.
«Простым усилением санкций кризис в Украине не разрешить. Во-вторых, не в наших стратегических интересах, если российская экономика слишком ослабнет, и Россия повернется в сторону Китая, — отметил он. — Мы должны рассматривать Россию в глобальном контексте».
В этом Грэм отражает точку зрения Киссинджера, который во время своего последнего визита в Москву в феврале заявил, что «Россию следует воспринимать как существенный элемент любого нового глобального равновесия, а не как, в первую очередь, угрозу для Соединенных Штатов».
По словам Грэма, Киссинджер указывал на то, что Россия может помочь нейтрализовать влияние Китая в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Хотя без экономического роста возможности России нестабильны, считает Грэм, в ближайшие десятилетия эта страна будет неотъемлемым элементом в международных делах.
«Как мы видим по состоянию дел в киберпространстве, она обладает значительным военным потенциалом, — отметил Грэм. — Это крупная держава, и мы должны с ней вести дела. Это будет частью стабильного мирового порядка».
Как сказал Грэм, настало время менять политику в отношении России.
«Это не холодная война и не стратегическое партнерство, возникающее сразу же после окончания холодной войны. Никакие рамки, никакие схемы здесь не подходят, потому что глобальный контекст совсем другой, — сказал он. — Мировой порядок меняется. Мы должны прийти к новому равновесию».