В прошлом году сложилась необычная ситуация: японские политические СМИ бурно обсуждали различные проблемы, связанные с Россией и Японией. Складывается впечатление, что обозреватели тут же остыли, как только завершилась встреча Путина и Абэ, прошедшая 15 декабря, однако мне кажется, что нельзя назвать эти переговоры абсолютно бессмысленными. Я думаю, это — тема, которую необходимо освещать более подробно. На самом деле, Россия и Япония подписали несколько закулисных соглашений в экономической сфере, привязав их к встрече на высшем уровне. Приведу один из примеров: российско-японское соглашение в сфере животноводства.
Устойчивое развитие в сфере животноводства
Крупнейший производитель говядины и свинины в России компания «Мираторг» опубликовала на своем сайте следующий пресс-релиз: «Калининград, 14 декабря — «Мираторг» — крупнейший в России производитель свинины и говядины — сообщает, что компания успешно прошла аттестацию и получила возможность поставлять термически обработанную свинину и говядину на рынок Японии».
От себя добавлю, что Министерство сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии разрешило калининградской компании «Мираторг-Запад», поставлять на японский рынок замороженные гамбургеры и наггетсы, которые производятся из мяса, произведенного в Брянске и Белгороде.
Официальное разрешение пока не выдано, сертификация запланирована на середину февраля, однако российская сторона уже пребывает в приподнятом настроении.
С точки зрения японцев такое ведомство, как Министерство сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла действовало крайне стремительно.
Это наталкивает на мысль о том, что были предприняты беспрецедентные меры с учетом декабрьской встречи на высшем уровне: в октябре японский чиновник проинспектировал «Мираторг», а уже через два месяца было принято решение о выдаче разрешения.
Для того, чтобы Россия начала экспортировать в Японию переработанное мясо, необходимо выработать детальные правила. Предполагается, что на это уйдет еще два месяца. Тем не менее уже можно с уверенностью говорить о том, что весной этого года на японском рынке появится мясо российского производства.
Что это, если не влияние встречи глав России и Японии?
Кстати, я уже отмечал в одной из недавних статей, что стейки «Мираторга» из говядины сорта Ангус подают в бизнес-классе на маршруте Москва — Нарита авиакомпании JAL.
Поскольку это блюдо пользовалось большой популярностью, JAL решила включить его в весеннее меню с марта этого года.
Стейк-хаус в Японии
«Мираторг» поставил перед собой цель экспортировать в Японию говядину сорта Ангус в охлажденном виде.
А пока компания намерена познакомить японских потребителей с говядиной, свининой и птицей российского производства. «Мираторг» вдохновило то, что JAL стала закупать его продукцию.
Более того, есть проект открытия в Японии стейк-хауса. По словам вице-президента «Мираторга» Александра Никитина, обсуждается совместный проект с Novikov Group, у которой уже есть рестораны за рубежом.
В компании «Мираторг» пугает то, что за ней виднеется тень российского правительства. Любые проблемы — от сертификации до ценообразования — решаются моментально на политическом уровне.
Недалеко от моей квартиры в Москве есть супермаркет «Мираторга». Как-то я прочитал в газете, что в Управление сельского хозяйства была направлена жалоба о том, что говядина сорта Ангус является дорогостоящим продуктом, который выходит за рамки покупательной способности простых людей.
Уже на следующий день супермаркет объявил 50-процентную скидку на мясную продукцию, что нас порадовало, но при этом и озадачило.
Далее я хотел бы рассмотреть план экономического сотрудничества, предложенный премьером Абэ президенту Путину в Сочи 6 мая прошлого года.
Представители торговых кругов России и Японии по большей части заинтересованы в реализации этого плана из восьми пунктов. В особенности я следил за действиями правительства в сфере малого и среднего бизнеса, хотя у меня и есть определенные сомнения: в каком виде будет развиваться эта область?
В ноябре министерство экономики Японии и Японская внешнеторговая организация (JETRO) неожиданно объявили набор специалистов для принятия участия в реализации и конкретизации программы выхода на российский рынок.
К концу года было выбрано десять экспертов. В январе этого года планируется начать согласование с участниками проекта.
Стремительная активизация обменов между людьми
Под эту программу подпадают сравнительно небольшие торговые проекты, которые будет реализовывать малый и средний бизнес со стороны России и Японии. Вместе с тем это не означает, что эти виды деятельности входят в план российско-японского экономического сотрудничества.
Между тем нельзя проигнорировать все плюсы от более глубокого знакомства с экономической структурой обеих стран, что является результатом активизации людского обмена между Россией и Японией.
Кроме того, я надеюсь, что японские финансовые структуры будут проводить семинары непосредственно в России для того, чтобы представители российского малого и среднего бизнеса могли повысить свою квалификацию.
Министерство экономики Японии также подгоняло этот проект под декабрьскую встречу на высшем уровне. То есть он также оказался под влиянием встречи глав РФ и Японии.
Кроме того, об этом мало сообщается, однако 16 декабря, когда Путин и Абэ встречались в Токио, МИД Японии объявил о начале выдачи мультивиз для российских туристов.
До этого в случае туристической поездки было необходимо каждый раз получать новую визу, однако с 1 января этого года стали выдавать мультивизы сроком на три года.
Как правило в Японию приезжает определенное количество россиян как с целью туризма, так и бизнеса. Много тех, кто ездит в Японию постоянно. Скорее всего, их порадуют эти меры.
Как указано на сайте МИД Японии, внешнеполитическое ведомство приняло это решение «по случаю визита в Японию президента России Владимира Путина». Поэтому можно сказать, что встреча лидеров России и Японии обладает огромным влиянием.
Кстати, среди молодых россиян, путешествующих в Японию, большой популярностью пользуется жилищный сайт Airbnb. Можно не останавливаться в гостинице, а забронировать перед поездкой жилье через интернет.
Япония отстает в сфере частного жилья
В середине ноября наша компания провела в Токио ежегодную конференцию с участием российских сотрудников. По их словам, они воспользовались услугами Airbnb, и это было очень удобно.
«Тем не менее и в Токио, и в Осаке за деньгами приходили китайцы. Японцам надо действовать активнее», — заявили они.
Сколько бы мультивиз не выдавали японские власти, до тех пор, пока туристы будут пользоваться частным жильем, японским гостиничным учреждениям не будут доставаться деньги российских туристов.
В новогоднем обращении премьер Абэ выразил намерение и впредь посещать Россию, стремясь к проведению новых встреч с президентом Путиным.
Встречи в верхах обязательно приведут к активизации экономических проектов.
Мы, представители российско-японских деловых кругов, не должны забывать об этом; мы должны внимательно следить за действиями правительств РФ и Японии во благо нашего бизнеса.