В напряженные и неопределенные дни в конце 2013 года, когда украинцы заполнили Площадь Независимости в знак протеста против разворота их правительства в сторону России, тогдашний президент страны Виктор Янукович схватился за спасательный круг. Для того, чтобы укрепить его решимость сопротивляться требованиям сторонников Евросоюза, Россия решила предоставить Украине кредит в размере 3-х миллиардов долларов, для чего были куплены ее облигации. Через некоторое время г-н Янукович был свергнут. Затем началась война между Россией и Украиной. А деньги так и не были возвращены.
Россия начала предпринимать юридические действия против Украины. Приобретенные Россией облигации были выпущены по английским законам, и судебное разбирательство началось на этой неделе в Лондоне. Представители украинской стороны утверждают, что нет оснований для привлечения Украины к ответственности по этому делу. В 2015 году группа кредиторов согласились реструктурировать долги Украины на выгодных условиях — Россия тогда отказалась принимать в этом участие. Но и Россия значительно осложнила выплату Украиной долга из-за своей аннексии Крыма и разжигания войны на Донбассе.
Более того, Россия совершала махинации с поставками природного газа на Украину, а затем еще ввела против нее торговые санкции. В 2013-2015 годах ВВП Украины уменьшился на 15%. Покупательная способность простых людей сократилась еще больше. В 2013 году за восемь гривен можно было купить один доллар, а теперь за него нужно заплатить более 25.
Однако неясно, захочет ли английский суд, гордящийся своей политической непредвзятостью, постановить, что именно Россия несет ответственность за экономические беды Украины. Странным образом Украина в течение части 2015 года выплачивала проценты по приобретенным Россией облигациям, и это происходило в тот момент, когда украинская экономика находилась в самой низкой точке рецессии. И Крым зависел от субсидий от украинского правительства. Поэтому его аннексия Россией каким-то извращенным образом облегчила Украине возможность погашения долга по облигациям.
Это судебное разбирательство происходит в тот момент, когда экономика Украины выглядит наиболее сильно за последние годы. Слабая гривна помогает увеличить экспорт; в октябре Международный валютный фонд предсказал рост ВВП Украины на 2,5% в 2017 году. В Киеве отмечается строительный бум, а торговые центры на Площади Независимости заполнены людьми, поедающими лапшу и бургеры. Несколько месяцев назад свою работу в Киеве начала служба вызова такси Uber. Рынки не особенно озабочены перспективой прихода к власти в Америке пророссийского президента Дональда Трампа, и гривна лишь немного ослабла в период с ноября месяца.
Но если Украине в результате рассмотрения российского судебного иска, тем не менее, придется выплатить 3 миллиарда долларов, то гривна может вновь оказаться под давлением. Кроме того, возвращение долга России вызовет негодование у простых украинцев. Уже сейчас следующие несколько лет выглядят для Украины непростыми. Для обслуживания других долгов Украине нужно выплатить около 15 миллиардов долларов в период с 2017 по 2020 год, а эта сумма примерно соответствует нынешним золотовалютным резервам этой страны. Если они упадут ниже отметки 10 миллиардов долларов, то инвесторы начнут проявлять беспокойство по поводу платежеспособности Украины.
Программа экономической помощи Украине со стороны МВФ, согласованная в 2015 году, должна смягчить этот удар, однако ее реализация отстает от графика. В прошлом году Украина получила всего 1 миллиард долларов в виде кредита МВФ. Будет Украина платить по облигациям или нет, список ее заданий в области экономики просто ошеломляет. Нужны радикальные реформы для искоренения коррупции и улучшения ситуации в области верховенства закона. Некоторый прогресс уже достигнут. Недавняя национализация ПриватБанка поддержала финансовую стабильность, считает Томаш Фиала (Tomas Fiala) из расположенного в Киеве инвестиционного банка Dragon Capital. Повышение цен на природный газ, которые в значительной мере субсидировались правительством, улучшило финансовое положение государственной монополии — компании Нафтогаз.
Но если отложить в сторону эти позитивные моменты, то следует сказать, что темпы реализации реформ в последнее время замедлились. Надежды на то, что украинский рынок сельскохозяйственных земель будет открыт для иностранных инвесторов, не оправдались. Громоздкая пенсионная система страны нуждается в изменении — расходы на государственные пенсии составляют 13% ВВП, и это чрезвычайно много, если судить по международным стандартам.
Население страны также не питает иллюзий относительно стремления правительства проводить реформы. Елена Беседина из Киевского школы экономики отмечает, что никто из высокопоставленных чиновников прежнего режима не был посажен в тюрьму за свои злоупотребления. ВВП Украины на душу населения составляет всего одну десятую от ВВП на душу населения Соединенных Штатов, однако торгующие дорогими автомобилями дилеры и модные бутики все еще показывают на удивление хорошие результаты. Выборы на Украине намечены на 2019 год, и популистские меры, призванные обеспечить голоса избирателей, несомненно, вновь будут предприняты. Но на этот раз Россия никого не собирается финансировать.