Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Простая причина, по которой Россия и Америка идут к кризису

© AFP 2016 / Kirill KudryavtsevРоссийские военнослужащие на военном параде победы на Красной площади в Москве
Российские военнослужащие на военном параде победы на Красной площади в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние месяцы правления администрации Обамы произошло резкое усиление напряженности между США и Россией. Символом этой тенденции стало размещение американских военнослужащих с военной техникой прямо на границе Польши и России. Но в действительности напряженность в двусторонних отношениях усиливалась на протяжении двух последних десятилетий.

В последние месяцы правления администрации Обамы произошло резкое усиление напряженности между США и Россией. Символом этой тенденции стало размещение трех тысяч американских военнослужащих с танками и другой военной техникой в восточной части Польши, прямо на границе этой страны с Россией. Это решение вызвало резкий отпор со стороны Москвы.


Давно уже канули в Лету те надежды, которые выражал Обама в начале своего президентства, говоря о «перезагрузке» отношений с Россией. В равной степени устарела критика президента в адрес кандидата от республиканцев Митта Ромни, назвавшего Россию главным врагом Америки. «Звонят 1980-е и просят вернуть их внешнюю политику», — пошутил Обама над своим оппонентом, будучи кандидатом в президенты.


С тех пор двусторонние отношения резко и быстро ухудшились. Соединенные Штаты возглавили наступление, введя экономические санкции против России в ответ на аннексию Крыма и поддержку повстанческих сил на востоке Украины. В последние недели пребывания у власти администрация Обамы ввела новый пакет санкций за предполагаемые хакерские атаки России на Национальный комитет Демократической партии и прочие мнимые факты вмешательства в американские выборы в 2016 году. Вице-президент Джо Байден в кратком виде выразил жесткую линию Вашингтона, назвав Россию самой серьезной угрозой мировому порядку.


Но в действительности напряженность в двусторонних отношениях усиливалась на протяжении двух последних десятилетий. Несмотря на периодически звучавшие примирительные высказывания, американские действия в первое десятилетие после холодной войны указывают на недоверие к России, причем даже при президенте Борисе Ельцине, не говоря уже о том усилении подозрительности, которое произошло, когда Ельцина сменил Владимир Путин. Первое расширение НАТО провели в 1998 году, когда Ельцин был президентом. Было это задолго до того, как американские руководители могли оправдать свою антироссийскую политику агрессивными действиями Путина.


У России и США — диаметрально противоположные взгляды на проводимую ими политику. С точки зрения Вашингтона, Россия при Путине превратилась в неприкрытую диктатуру с экспансионистскими устремлениями. Самыми серьезными прегрешениями России американские руководители считают ее действия в Крыму и на востоке Украины с 2014 года, но есть и другие. Например, администрация Буша была возмущена, когда российские войска вошли на территорию Грузии, чтобы помешать правительству этой страны подавить сепаратистские движения в Абхазии и Южной Осетии. А в последнее время администрация Обамы негодует из-за того, что российские войска вошли в Сирию по просьбе оказавшегося в трудном положении режима Башара аль-Асада.


У России список претензий и недовольств — еще длиннее. Начинается он с натовских интервенций в Боснии и Косове под американским руководством. Балканы были важным регионом для России еще в 19-м веке. Русские восприняли американскую интервенцию на полуострове как своего рода пощечину, как нарочитую демонстрацию победы Запада в холодной войне и как шаг, подчеркивающий слабость России. Новые этапы натовского расширения вызвали новое раздражение. Первый раунд экспансии альянса, когда в его состав вошли Польша, Чехия и Венгрия, был достаточно провокационным. Но в ходе дальнейших этапов расширения членами НАТО стали прибалтийские республики, которые входили в состав Советского Союза, и другие страны, которые Москва по праву считала частью российской сферы влияния. А потом полные энтузиазма американские сторонники натовской экспансии заговорили о том, чтобы принять Украину и Грузию. Военное вторжение России в Грузию в 2008 году было кремлевским предупреждением о том, что он больше не потерпит нарастающее присутствие НАТО на российской границе. Далее, вмешательство США и ЕС во внутриполитические дела Украины в 2014 году вызвало еще большее возмущение в Москве и привело к аннексии Крыма.


Политика по всем этим направлениям отражает резко конфликтующие точки зрения США и России. Американские руководители считают балканские интервенции благородной попыткой предотвратить масштабное кровопролитие в ходе двух гражданских войн. В расширении НАТО эти руководители видят не менее благородную попытку увеличить демократическое сообщество государств и обеспечить Европе мир и безопасность. Соответственно, в военных действиях России в Грузии и на Украине они видят проявление отвратительных экспансионистских замыслов, которые, если им ничего не противопоставить, создадут опасные угрозы даже в Центральной и Западной Европе. Таким образом, в переброске американских/натовских войск в Польшу и Прибалтику они усматривают оборонительную меру, направленную против вероятной российской агрессии.


Россия считает свои военные маневры и другие действия защитной реакцией после многолетних американских провокаций, примером которых стала вашингтонская политика в отношении Балкан и натовской экспансии. Последующие размещения американских войск в Восточной Европе Москва посчитала еще более серьезной провокацией. Правительство Путина видит в таких действиях недопустимое посягательство на вполне легитимную российскую сферу влияния как великой державы. Байден в очередной раз подчеркнул этот момент, когда заявил, что Россия вознамерилась вернуться к системе, в которой международная политика «определяется сферами влияния».


За ухудшение отношений ответственность несут обе страны, но Вашингтон виноват больше, чем Москва. Отвергать идею сфер влияния — это либо наивность, либо высшая степень высокомерия. Россия — далеко не единственная страна, считающая такую идею важной для собственной безопасности. Или американские руководители считают, что действия Пекина в Южно-Китайское море, политика Турции в отношении Ирака и Сирии, а также действия Саудовской Аравии в Бахрейне и Йемене не заслуживают такого же внимания?


У администрации Трампа есть важная возможность исправить отношения с Россией. Сам Трамп неоднократно выражал желание снизить напряженность и наладить сотрудничество с Москвой. Он повторяет эту точку зрения, несмотря на оскорбительные утверждения оппонентов, вознамерившихся разжечь новую холодную войну и заявляющих, что Трамп —  путинская марионетка или даже российский «маньчжурский кандидат». Остается надеяться, что он сумеет ослабить напряженность. Альтернативой этому станет все более опасная конфронтация с Россией — страной, обладающей тысячами единиц ядерного оружия.


Тед Гален Карпентер — старший научный сотрудник Института Катона, занимающийся вопросами обороны и внешней политики. Он пишущий редактор National Interest, автор 10 книг и 650 с лишним статей по международным делам.