В полдень в пятницу, 20 января, Дональд Трамп станет 45-м президентом США. Миллионы американцев обрадуются этому событию, миллионы — нет. Как правило, лидеры иностранных государств не получают приглашения на инаугурации американских президентов, однако президент России Владимир Путин все же будет мысленно там присутствовать. Чтобы понять, что и почему произойдет в момент вступления Трампа в должность, нам нужно вернуться на несколько недель назад.
6 января ЦРУ, ФБР и Агентство национальной безопасности заявили с «высокой степенью уверенности», что «попытки России повлиять на президентские выборы 2016 года в США» представляли собой часть более масштабной, глобальной кампании «по подрыву либерально-демократического порядка во главе с США».
Согласно докладу разведывательного сообщества под названием «Оценка действий и намерений России в ходе недавних выборов в США», Владимир Путин
Распорядился провести кампанию по влиянию на президентские выборы 2016 года в США. Задачи России заключались в том, чтобы подорвать веру общественности в демократические процессы в США, очернить бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон и нанести вред ее шансам на избрание и потенциальному образу президента. Мы также полагаем, что Путин и российское правительство со временем стали отдавать очевидное предпочтение избранному президенту Трампу.
Такая оценка разведывательного сообщества ставит перед нами следующий вопрос: что делает Трампа подходящим инструментом, посредством которого можно предпринимать попытки ослабить либерально-демократический порядок? Почему именно он?
Брендан Найен (Brendan Nyhan), профессор Дартмутского колледжа, чьи статьи публикуются в издании The Upshot, дал короткий и точный ответ:
Трамп на каждом шагу пренебрегал нормами американских выборов и управления: он призывал отправить в тюрьму кандидата от противоположной партии, поощрял применение силы в отношении протестующих, поддерживал пытки заключенных, говорил о том, что он может не признать результаты голосования, делал ложные заявления о незаконном вбросе миллионов бюллетеней, отказывался урегулировать беспрецедентные конфликты интересов и даже раскрыть свою налоговую декларацию, а также позволил себе оскорбления в адрес федерального судьи на основании этнической принадлежности последнего (разумеется, это далеко не весь список). Я не могу дать оценку докладу разведывательного сообщества, но будет вполне справедливым сказать, что либерально-демократический порядок разрушается как в мире, так и внутри США.
13 октября в издании National Review была опубликована статья консервативного колумниста Чарльза Краутхаммера (Charles Krauthammer), в которой он отметил, что
подстрекательская риторика Трампа — это оскорбление элементарной демократической порядочности и нарушение границ американского политического дискурса… Для выработки и прочного закрепления норм политической сдержанности и самоконтроля требуются десятки или даже сотни лет. Однако погубить их очень легко — достаточно одного демагога, подпитывающего мстительный популизм.
Я попросил нескольких политических аналитиков поделиться со мной их мыслями по поводу привлекательности личности Трампа для тех, кто стремится дестабилизировать американский политический порядок.
Норман Орнштейн (Norman Ornstein), научный сотрудник Института Американского Предпринимательства, написал мне следующее:
Во-первых, русским давно известно, что Трамп чувствителен к лести, особенно со стороны высокопоставленных чиновников. Во-вторых, поскольку он является мега-знаменитостью, в США у него много последователей. В-третьих, если он взялся за политику, она будет вызывать множество споров и противоречий — одним из первых примеров стало его заявление относительно места рождения Обамы. В-четвертых, он будет ставить в тупик, расстраивать и сеять раздор среди представителей истеблишмента Республиканской партии, большинство из которых было враждебно настроено по отношению к России, а раскол внутри ведущей партии усиливает давление на демократию. Я сомневаюсь, что кто-то действительно верил в то, что он победит, но он будет поощрять и способствовать росту разногласий в обществе, бросать вызов многим основополагающим нормам из-за своего нарциссического, социопатического отношения к самому себе и к своим привилегиям и натворит много бед, ни на секунду не усомнившись в своей правоте. Его победы — в борьбе за выдвижение от Республиканской партии и на президентских выборах — стали неожиданным приятным бонусом.
Хитер Конли (Heather Conley), директор европейской программы Центра стратегических и международных исследований и соавтор вышедшей недавно книги «План игры Кремля» (The Kremlin Playbook), поделилась со мной своими взглядами на привлекательность Трампа для России:
Один из наших выводов заключается в том, что Кремль ищет политические и экономические силы, которые ослабляют «привлекательность, престиж и нравственный авторитет Запада». Он делает это для того, чтобы снизить интерес соседей России к сотрудничеству и интеграции с Европой и США и сделать их более зависимыми от России. Он стремится подорвать единство НАТО в надежде заключить с США новую грандиозную сделку, в рамках которой США признают сферу влияния России и не станут вмешиваться в ее внутренние дела.
Конли продолжила:
В период предвыборной кампании г-н Трамп был единственным кандидатом, который открыто подвергал сомнению обязательства Америки по сохранению НАТО и по защите стран Балтии в частности. Он был единственным кандидатом, который не выступал с критикой действий России на Украине и в Сирии и давал им такую оценку, которая согласовывалась с политикой России. Он предложил наладить новые отношения с Россией. Другими словами, основываясь на заявлениях г-на Трампа, можно сказать, что его взгляды согласуются с интересами России».
Однако некоторые эксперты подвергли сомнению выводы разведывательного сообщества.
Глен Гринвальд (Glenn Greenwald), который не раз критически отзывался о программе слежки американского правительства, утверждает, что «нет никаких доказательств обоснованности ключевых выводов — что Путин руководил ходом хакерских операций и что он делал это, чтобы помочь Дональду Трампу победить на выборах». Мэтт Тайбби (Matt Taibbi), пишущий редактор Rolling Stone, проживший несколько дет в России, считает, что этот доклад оказался слишком длинным и многословным, но при этом лишенным конкретики.
Энн Эпплбаум (Anne Applebaum), колумнист Washington Post, который тоже очень давно пишет о России, выступила с контраргументами: забудьте о докладе разведки, призывает она, поскольку в публичном доступе есть масса материалов, доказывающих факт вмешательства России.
«Вместо того чтобы тратить еще больше времени» на споры о содержании доклада, написала Эпплбаум 13 января, «возможно, нам стоит отказаться от своей одержимости секретами и шпионами и посмотреть на то, что находится у нас перед глазами».
Эпплбаум руководствуется следующими аргументами.
Во-первых, «бизнес-империя Трампа основывается — хотя мы и не знаем, в какой степени — на российских деньгах».
Во-вторых, пишет Эпплбаум,
Бывший глава предвыборного штаба Трампа Пол Манафорт (Paul Manafort) много лет проработал на бандитское правительство пророссийского президента Украины Виктора Януковича, который в конечном итоге бежал из страны. Манафорт поддерживает связи с пророссийскими группировками на Украине. Его имя попало в список людей, получавших от Януковича большие суммы денег. И он никуда не делся: сейчас он живет в Башне Трампа.
В-третьих, продолжает Эпплбаум, «агенты Трампа на конвенции изменили платформу Республиканской партии», чтобы убрать оттуда призыв предоставить оружие украинцам, которые сопротивляются российским захватчикам.
В-четвертых,
На протяжении предвыборной кампании Трамп безапелляционно озвучивал лозунги и теории заговоров — «Обама изобрел ИГИЛ», «Хиллари развяжет третью мировую войну» — почерпнутые им на российском пропагандистском сайте Sputnik.
Наконец, по мнению Эпплбаум, свидетельством пророссийского уклона Трампа является то, что
Трамп готов пойти на риск серьезного конфликта с Китаем, уничтожить отношения США с Мексикой, отвернуться о ближайших союзников США в Европе и преуменьшить значение НАТО — нашего самого важного военного альянса.
На основании всего этого Эпплбаум делает следующий вывод:
Трампу вовсе не обязательно быть маньчжурским кандидатом, которого загипнотизировала или завербовала иностранная разведка. Достаточно того, что он поддерживает прямые и косвенные связи с насквозь коррумпированным и жестоким иностранным диктатором, чьей политикой он восхищается, к чьим советникам он тоже прислушивается и чьи лозунги он активно использует. Лично мне достаточно такого компромата.
В последние девять дней ведутся чрезвычайно горячие споры вокруг точности и достоверности попавшего в сеть, непроверенного 35-страничного досье, собранного бывшим агентом британской разведки. В этом досье, составление которого профинансировали оппоненты Трампа — как демократы, так и республиканцы — говорится, что Россия собрала на Трампа компрометирующие материалы сексуального и финансового характера.
Многие эксперты, с которыми я связался, считают, что России не понадобится шантажировать Трампа, чтобы получить то, чего она хочет: чувствительность Трампа к похвале и лести делает его легким объектом для манипуляций.
Дэвид Лиджи (David Leege), почетный профессор политологии в Нотр-Даме, написал мне:
Трамп оказался усердным, хотя и ничего не подозревающим сообщником, потому что он любит лесть, потому что он воспринял это как очередную бизнес-возможность и настолько плохо разбирался в международных отношениях, что попросту не понял, насколько внутренние дела государства зависят от них.
Политолог Сэнди Мейзел (Sandy Maisel) из колледжа Колби утверждает, что
Самомнение Трампа настолько велико, что он никогда не спрашивал и до сих пор не спрашивает, что значит для нашей системы потакание желаниям и нуждам России. Ни о чем не подозревающий — и руководствующийся своим эгоизмом — инструмент, который Путин использует для подрыва веры в нашу систему и в кандидатуру Клинтон.
Гари Джейкобсон (Gary Jacobson), политолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего, довольно прямолинейно ответил на мой вопрос о том, почему русским нравится Трамп:
Его бесстыдное лицемерие, нарциссизм, авторитарные инстинкты, неспособность мириться с оппозицией или критикой, враждебное отношение к официальным институтам и СМИ, полное невежество в вопросах внешней и внутренней политики, безразличие к конституционным ограничениям и готовность разжигать и использовать ксенофобию и расизм. Сюда можно добавить его благосклонное отношение к авторитарным и жестким лидерам. Я ничего не забыл? Все эти качества заставляют его произносить вещи и предлагать меры, противоречащие демократическим нормам и стандартам.
Фред Вертхаймер (Fred Wertheimer), основатель и президент Democracy 21, организации, продвигающей финансовые реформы, согласился с тем, что
Путин видит в Трампе человека, который очень чувствителен к лести, которой Путин охотно будет его осыпать, чтобы достичь своих целей.
По мнению Вертхаймера, главная цель Путина заключается в том, чтобы
расколоть западный альянс, и, по всей видимости, он видит в Трампе отличный инструмент для достижения этой цели.
В своем интервью, которое он дал 16 января британской газете Times и немецкому изданию Bild, Трамп в очередной раз повторил, что НАТО «устарела», и заявил, что санкции против России могут быть сняты в обмен на сокращение ее ядерного потенциала.
1 января Молли Маккью (Molly McKew), которая консультировала таких антипутинских лидеров, как бывший президент Грузии Михаил Саакашвили и бывший премьер-министр Молдавии Влад Филат, опубликовала в журнале Politico статью. В ней она утверждает, что Путин стремится извлечь выгоду из миграционного кризиса в Европе и экономического застоя. Она пишет:
Владимир Путин ухватился за эти события, нанеся серьезный ущерб основам либерального миропорядка в шокирующе короткие сроки.
К этой угрозе, предупреждает Маккью, не стоит относиться легкомысленно:
Запад уже ведет войну, хочет он этого или нет. Возможно, мы не признаем, что это война, но это на самом деле война. Эта война призвана уничтожить наши ценности, нашу демократию, нашу институциональную силу, она призвана лишить нас способности отделять факты от вымысла, добродетель от порока, она призвана убедить нас в необходимости принимать решения, противоречащие нашим главным интересам.
Как компромат и кибератаки могут поколебать веру общественности в объективную правду?
В своей статье от 15 января моя коллега Аманда Тауб (Amanda Taub) пишет:
Конкретные утечки, возможно, направлены против отдельных влиятельных людей, но в долгосрочной перспективе компромат служит интересам тех, кто имеет власть, поэтому он часто становится инструментов автократов. Разрушая саму идею общей реальности и распространяя апатию и смятение в рядах общественности, которая привыкает не доверять своим лидерам и институтам, компромат подрывает способность общества привлекать власть к ответственности и контролировать работу правительства.
Маша Гессен (Masha Gessen) написала в Times 14 января, что в спорах вокруг роли России в президентских выборах
Версия реальности г-на Трампа быстро распространилась: в этих спорах не было такого понятия, как истина, это была борьба мнений различных деятелей, каждый из которых хотел быть громче всех.
В течение следующих нескольких месяцев комитет Сената по делам разведки планирует провести расследование возможного влияния иностранных государств на ход президентских выборов 2016 года — это расследование станет проверкой независимости и единства контролируемого республиканцами Конгресса.
Однако, несмотря на кампанию России, Трамп, демонстрировавший презрение к поведенческим и политическим нормам, одержал победу в соответствии с демократическими правилами. Он получил большинство голосов выборщиков, победил в большем числе округов, чем любой другой республиканский кандидат с 1984 года, и набрал на 2 миллиона больше голосов, чем Митт Ромни в 2012 году.
Это значит, что мы столкнулись с перспективой главнокомандующего-ренегата, вооруженного значительными полномочиями исполнительной власти и на первый взгляд гибким законодательством. Трамп уже нанес сокрушительный удар по политическому процессу в США. Скоро мы узнаем, сколько вреда он может причинить, вступив в должность президента.