Белоруссия не платит долг за российский газ, Москва урезала поставки нефти и недовольна активизацией отношений Минска с Брюсселем. DW выясняла, на что готов Кремль, чтобы урезонить союзника.
После публикации доклада минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований (CSFPS) в белорусских и российских СМИ обсуждают вероятность смены власти в Минске, на которую, как утверждают аналитики центра, якобы готова Москва. Арсен Сивицкий и Юрий Царик перечислили целый ряд причин, которые, на их взгляд, свидетельствуют об «одностороннем давлении» на Белоруссию со стороны Кремля.
DW выясняла, к каким последствиям для Белоруссии может привести нынешнее обострение противостояния Минска и Москвы. По мнению опрошенных DW экспертов, Кремлю незачем свергать Лукашенко, так как у России достаточно иных рычагов для проведения политики «принуждения к партнерству» официального Минска.
Красная линия для Лукашенко
«Конфликт между Минском и Москвой — действительно самый серьезный за последние 5 лет», — заявил DW белорусский политолог из аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. Россия еще в третьем квартале прошлого года урезала нефтяные поставки и ограничит их в первом квартале 2017 за то, что Белоруссия не оплатила задолженность за полученный в прошлом году газ.
Белорусское руководство до сих пор не получило третьего транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, который должен был поступить в минувшем сентябре. Эксперт напомнил, что причиной недовольства Кремля является также активизация отношений Минска с Брюсселем. В свою очередь Александр Лукашенко без объяснения причин отсутствовал 26 декабря в Санкт-Петербурге на саммитах ЕАЭС и ОДКБ.
«Причины очередной конфронтации не новые — неудовлетворенность обеих сторон», — комментирует сложившуюся ситуацию Карбалевич. Москве не нравится, что Белоруссия не выполняет многие из своих обещаний. Минск не устраивает, что Россия сократила преференции, которыми ранее пользовалось белорусское руководство для поддержки неэффективной экономики.
Но, по мнению эксперта, «сейчас конфликт на самом пике, а потом, как и все предыдущие, сойдет на нет, до следующего скандала». «Москва обозначила для Лукашенко красную линию, зайти за которую он никогда не решится, — это отказ от интеграции с РФ по примеру Украины и выход из интеграционных объединений — Союзного государства, ЕАЭС, ОДКБ и СНГ», — заметил политолог.
Поэтому он скептически оценил прогноз CSFPS о якобы готовящейся Москвой насильственной смене власти в Белоруссии: «Сами авторы доклада абсолютно лояльны по отношению к режиму, и логика их рассуждений подталкивает лишь к тому, что всем белорусским патриотам надо консолидироваться вокруг действующего главы государства, если Россия ставит задачу дестабилизации обстановки в Белоруссии и замены Лукашенко на свою марионетку».
Просьба утопающего о соломинке
С тем, что Кремлю невыгодно идти на глубокую дестабилизацию ситуации в Белоруссии «с непонятными последствиями и непонятной реакцией мирового сообщества», согласен и руководитель российских программ Финского института международных отношений Аркадий Мошес.
«Вряд ли Россия решится на брутальные меры и превратится во врага Белоруссии», — заявил он в беседе с DW. И оценил посыл доклада CSFPS, как сигнал Западу: «Спасайте Лукашенко, гаранта белорусского суверенитета, и если западные политики не возьмутся за его спасение, то им придется иметь дело с гораздо более жестко привязанным к Москве политическим режимом».
Во-первых, это минимизация субсидирования — кредитов и льготных поставок энергоносителей, без которых белорусская политическая система существовать не может. Во-вторых, требование приватизации «фамильного серебра, к которому у РФ еще есть интерес». В-третьих, создание собственных военных ресурсов и лишение Белоруссии возможности торговать с Россией декларациями о военно-политическом сотрудничестве. В-четвертых, создание имиджа Белоруссии как союзника ненадежного и готовящегося сменить фронт с помощью российской пропаганды, что сделает белорусскую контригру крайне затрудненной.
«Господин Лукашенко утратил ту мягкую силу влияния на Кремль, которой он пользовался раньше, когда конфликт с Белоруссией по внутриполитическим соображениям был для Москвы болезненным, а Запад вряд ли захочет пойти на жесткую конфронтацию с Россией по поводу Белоруссии в ее нынешнем экономическом состоянии и с ее нынешним политическим режимом, — говорит Аркадий Мошес. Поэтому, по его мнению, «свержение Лукашенко и захват территорий не понадобится, так как у Москвы достаточно иных ресурсов для принуждения Минска к партнерству».