Джо Байден, завершивший восьмилетнюю каденцию в качестве заместителя Барака Обамы, для последнего официального визита выбрал Украину. За три года, минувших после проевропейской революции в бывшей советской республике, Джо Байден посещал Украину не менее пяти раз. Он также поддерживал постоянную телефонную связь с президентом Петром Порошенко, сменившим бежавшего в Россию Виктора Януковича. На первый взгляд, это должен был быть визит прощания с режимом, воспитанным Вашингтоном, а также способ еще раз поддразнить Россию. Но при этом визит содержал также прямое обращение к новому президенту США Дональду Трампу.
Во время избирательной кампании и после победы на выборах Дональд Трамп излагал свое видение внешней политики. Его позиция непоследовательна и противоречива, но в любом случае не предвещает Киеву ничего хорошего. Это началось, когда кандидат в президенты от Республиканской партии отнесся к аннексии Крымского полуострова как к само собой разумеющемуся шагу. «Я думаю, что население Крыма предпочитает российскую власть, и с этим следует считаться», — объяснил он в интервью в июле 2016 года. Как обычно, Трамп не объяснил, на чем основывает свое мнение, но, возможно, он согласился с утверждениями Кремля по этому поводу и с результатами очень быстрого и очень несвободного референдума, проведенного в Крыму через несколько недель после того, как российские войска захватили полуостров, не встретив никакого сопротивления со стороны украинской армии.
Президент России Владимир Путин сказал, что для его страны Крым имеет такое же значение, какое Храмовая гора имеет для иудеев и мусульман, и пообещал относиться к полуострову соответственно, раз и навсегда. Но западные страны не согласились с такой исторической правдой, и США, Европейский союз и Канада ввели санкции против высокопоставленных российских должностных лиц и против экономических и военных структур, чтобы дать понять Путину несоответствие захвата чужих территорий нормам международного права в XXI веке.
Кое-кто воспринял дипломатическую и экономическую реакцию Барака Обамы как слабость, но они, видимо, забыли или проигнорировали похожую ситуацию, имевшую место в 2008 году в Грузии. Республиканский президент Джордж Буш держал в Ираке десятки тысяч американских солдат, но ограничился осуждением, когда другая бывшая советская республика была разгромлена за пять дней боевых действий. Как повторилось потом, на Украине, в тот раз Россия «откусила» территории соседнего государства — сепаратистские области Абхазию и Южную Осетию — хоть и менее формальным образом.
Несмотря на критику в адрес Обамы со стороны республиканцев и демократов, реакция Белого дома на аннексию Крыма и на войну, развязанную пророссийскими сепаратистами на востоке Украины, была логичной и эффективной. Экономика России очень пострадала в результате мер, принятых западными странами для изоляции Москвы, а на поле боя прекрасно оснащенные и вооруженные сепаратисты остановились на линии фронта, установленной в феврале 2015 года минскими соглашениями. Соглашения значительно снизили уровень насилия. Однако Трамп проявляет мало интереса к аннексии Крыма и пренебрежительно относится к НАТО, из-за чего хрупкая уверенность Киева снова пошатнулась.
Трудно доказать прямую связь между двумя событиями, но в последние недели возросла интенсивность боев между украинской армией, умолявшей США о новом оружии, но получившей только самое базовое снаряжение и инструкторов, и сепаратистами, вооруженными российским оружием. Москва продолжает категорически отрицать, что помогает сепаратистам и присылает свои войска, несмотря на спутниковые фотографии и однозначную позицию НАТО. Украину можно считать родиной фальшивых новостей, распространившихся по всему миру, включая США.
Путин превратил отрицание реальности в искусство даже в тех случаях, когда факты изложены черным по белому, и кто знает это лучше Трампа. Два лидера, которым предстоит с пятницы вместе управлять миром, согласны друг с другом во многих вещах, в первую очередь, в нежелании принять мнение американских спецслужб о помощи России республиканскому кандидату.
На таком фоне трудно пытаться успокоить страхи Киева перед будущим. Россия называет западного соседа параноиком, но Украина по-прежнему считает полномасштабное российское вторжение вполне вероятным. И когда США идут в неизвестном направлении, так как, в отличие от Трампа, министры в его правительстве на слушаниях в Конгрессе называли Россию угрозой и отмечали значимость НАТО для безопасности США, тем самым продолжая линию предыдущей администрации с незначительными республиканскими поправками, Украина обращается к международным организациям, чтобы они преследовали Россию.
Украина на этой неделе подала в Гаагский суд иск против России, обвинив ее в поддержке терроризма путем оказания помощи сепаратистам. Иск призван ужесточить давление на Москву. Опыт показывает, что обычно такие действия оказывают на Путина обратный эффект, и он может прозондировать почву новым наступлением сепаратистов в Луганской и Донецкой области или новыми хакерскими атаками. В прошлом месяце кибератака привела к сбою в электроснабжении Киева.
Вскоре Украина будет отмечать третью годовщину революции Майдана, которая должна была сблизить ее с Европейским Союзом и Западом. Страна оказалась на судьбоносном распутье. Евросоюз занят своими проблемами, в том числе, выходом Великобритании и подъемом националистических партий, симпатизирующих России, и присоединение к ЕС погрязшей в коррупции Украины с ее централизацией власти не стоит на повестке дня. Вдобавок, многие государства ЕС начинают сомневаться в эффективности санкций, которые причиняют ущерб и им самим.
После последней встречи с Байденом Порошенко предупредил, что Украина может потерять доверие к ЕС. Разочарование нежеланием Брюсселя интегрировать Украину вполне понятно на фоне тысяч убитых и раскола, поразившего страну, хотя и неясно, какова альтернатива для Киева. В результате больше всех выиграет ненавистный восточный сосед, с удовольствием наблюдающий за крушением мирового порядка, установившегося 25 лет назад с распадом СССР.