В этом году Хоккайдо учредит должность главы управления, ответственного за российско-японскую совместную хозяйственную деятельность на четырех северных островах. Это реакция на соглашение о начале переговоров по совместной хозяйственной деятельности, которое было достигнуто в декабре прошлого года между премьером Абэ и президентом Путиным.
В таких соседних с четырьмя островами регионах, как город Нэмуро, люди стали выражать все больше надежд на реализацию совместной хозяйственной деятельности.
Для Хоккайдо совершенно естественно занимать активную позицию, поскольку остров входил в систему местного самоуправления «северных территорий».
Между тем в настоящее время нет никаких конкретных очертаний предстоящей деятельности. Также беспокойство вызывает то, что существуют серьезные различия в подходах России и Японии.
Если преследовать только экономическую выгоду, это непременно навредит конечной цели, которая заключается в урегулировании территориальной проблемы.
Требуется система, при которой будет существовать тесное сотрудничество с государственными структурами и которая приведет к укреплению доверия между Россией и Японией.
Предполагается, что глава соответствующего управления будет заниматься такими вопросами, как инвестиции на четырех островах, предоставление информации о российском рынке заинтересованным компаниям, взаимодействие с государственными структурами и экономическое сотрудничество с Россией. Он также будет создавать необходимые условия для отдела, который отвечает за экономическое сотрудничество с российским Дальним Востоком.
Совместная хозяйственная деятельность распространяется на все «северные территории». Она затронет такие сферы, как рыбная промышленность, туризм, медицина, охрана природы и так далее.
Немало областей, которые идеально подходят для Хоккайдо. Если план будет реализован, компании Хоккайдо смогут принять участие в различных проектах.
Проблема заключается в том, что несмотря на договоренность между главами России и Японии, нет четкого понимания, что из себя будет представлять создаваемая структура.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что стороны будут стремиться к созданию «особой системы», которая не навредит законным позициям обеих стран. Тем не менее пока вообще непонятно, какая это будет система.
Российская сторона продолжает заявлять, что совместная хозяйственная деятельность должна реализовываться на основе российского суверенитета. Это не приведет ни к возврату четырех островов, ни к подтверждению японского суверенитета.
Хоккайдо укреплял взаимное доверие за счет программы безвизового обмена и взаимодействия с Сахалином, под чьим управлением находятся четыре северных острова. Администрация Хоккайдо обеспечивала и безопасность рыбной промышленности вблизи «северных территорий», а также добычи морской капусты на острове Сигнальный. Этот опыт может пригодиться при обсуждении российско-японской совместной деятельности.
Говорят, «поспешишь — людей насмешишь». Необходимо придерживаться ключевой позиции, которая состоит в том, чтобы любое начинание привязывать к возврату «северных территорий», на что надеются все японцы.