На днях кандидат на должность президента Франции, экс-премьер Франсуа Фийон сделал ряд заявлений, достаточно неприятных для нашей страны. Это произошло после его встречи в Берлине с немецким канцлером Ангелой Меркель, которая сделала исключение, приняв среди французский кандидатов на должность главы государства представителя политической силы, которая, подобно ХДС, входит в группу «Европейская народная партия» в Европарламенте.
Фийон, в частности, заявил, что ЕС сделал «много ошибок» в отношениях с Россией, в частности — в вопросах Ливии, Косово и экономических отношениях. По его словам, экономические санкции против России полностью неэффективны, и Брюссель должен найти другой способ вести разговор с Москвой. Правда, он объяснил, каким именно может быть способ заставить Россию вернуться в международное поле, прекратить агрессию на Донбассе и вернуть незаконно аннексированный Крым.
Но едва ли не самое ли большое удивление вызвали его слова о безответственном предложении тех стран, которые хотят, чтобы Грузия и Украина стали членами НАТО. При этом Фийон настоял, что Украина и Грузия не должны присоединиться ни к ЕС, ни к НАТО. И также странным было слышать от французского политика обвинение в том, что именно Киев, а не Москва, блокирует выполнение Минских договоренностей.
«Он никогда не выступал в защиту прав человека, демократических ценностей, основных свобод»
Николя Тензер, директор парижского Центра изучения и осмысления политических решений (CERAP):
— Во время встречи с Меркель Фийон пытался несколько смягчить свою позицию. Но главным образом она остается такой, как была. Как известно, Фийон полностью воспринимает позицию Путина относительно Украины и Крыма, который является частью Украины, а также относительно Сирии.
Для него и Путина главная цель — отменить санкции для России за агрессию против Украины. И именно за это в последнее время Фийон и выступает. Он также понимает, что с одной стороны, Меркель сильно выступает за сохранение санкций, а с другой — ее партия входит в коалицию с СДП, которая занимает похожую с ним позицию по санкциям.
А виденье Фийона относительно Европы, общей обороны, адаптации Европы к Трампу полностью нереалистично. Он фактически предлагает свободу действий Трампа и Путину, которые хотят распустить НАТО. Но это очень тревожно.
Известно, что Фийон имеет очень тесные связи с Путиным и является его личным другом. Многие его советники также являются пропутинскими.
— А почему Фийон не придерживается европейских принципов, защищая которые украинцы погибали на Майдане?
— Нужно вспомнить, какую позицию занимал Фийон в прошлом относительно Европы. А он — евроскептик. И в 1992 году Фийон выступал против Маастрихтского договора, а также против принятия европейской конституции в 2005 году. Он также не воспринимает идею сильной и мощной Европы. Во время своей кампании на партийных выборах кандидата в президенты от Республиканской партии экс-премьер заявил, что Франция, возможно, должна выйти из Европейской конвенции прав человека. Поэтому вполне очевидно, что Фийон не является проевропейским политиком.
Фактически истинным кандидатом Кремля, скорее, является Фийон, чем Ле Пен. Лидер Национального фронта является более радикальной для Путина фигурой. И он хорошо знает: если Ле Пен будет избрана, то между ней и другими лидерами будет создано что-то вроде стены. А с Фийоном все будут говорить, потому что он не является таким крайним правым. Думаю, его влияние на формирование новой Европы будет больше, и он лучше будет служить интересам Путина, чем Марин Ле Пен в качестве президента.
— Может ли повлиять на шансы Фийона скандал вокруг его жены, которая много лет по указанию мужа получала зарплату из парламентского фонда? Журналисты также откопали, что она получала 5 тыс. евро ежемесячно в журнале La Revue des Deux Mondes, который принадлежит другу Фийона.
— Во Франции, как и во многих других странах, возникает немало скандалов во время избирательных кампаний. Но я не очень уверен, что эти скандалы в действительности влияют на голосование французов. В прошлом многие политики были осуждены по обвинению в коррупции. Но через несколько лет после этого их все равно избирали. Поэтому не думаю, что упомянутый вами скандал будет иметь влияние. Многие сторонники будут рассматривать это как атаки на господина Фийона со стороны его оппонентов.
— Что Украине нужно делать, чтобы донести Фийону и в целом французской публике, что Россия является агрессором, оккупантом, который в нарушение международных норм силой отобрал часть территории Украины и продолжает агрессию на Донбассе?
— Это очень сложный вопрос. Я и многие интеллектуалы во Франции каждый день хотим в ток-шоу, интервью рассказать о ситуации в Украине. Но в основном публика не очень осознает это, более того, не знает, где находится Украина. И она не уделяет внимания тому, что здесь происходит. Обычные французы не знают, что в Украине погибло более 10 тыс. человек и почти 2 млн стали беженцами. Французов не интересует ситуация в Украине, возможно, они больше знают о ситуации в Сирии и преступления, совершенные там Башаром Асадом, Россией и Ираном.
«Его программа отпугивает многих избирателей»
Татьяна Кастуева-Жан, руководитель Центра Россия/ННГ во Французском институте международных отношений:
— Сказанное Фийоном по отношению к Украине (никаких обещаний по членству в НАТО или в ЕС) неудивительно: он открыто выражает очень распространенную точку зрения, особенно среди правых, которая обусловлена как усталостью от расширения ЕС, приоритетом других стратегических кризисов, нежеланием углублять кризис с Россией, так и недоверием к будущей эволюции Украины, которая видится им как страна, не сумевшая воспользоваться событиями Майдана, чтобы полностью переформатировать свою политическую систему. Те же силы, близкие к французским предприятиям, считают, что санкции не заставили Россию сменить свое политическое поведение, но нанесли ущерб экономике собственной страны, в частности сельскому хозяйству из-за ответных мер России. Что гораздо более удивительно, это высказывания по отношению к Германии и Меркель. Франко-германский тандем все послевоенное время — это почти «священная корова», залог мира и стабильности в ЕС, на которую не покушались ни правые, ни левые. Эта риторика Фийона должна отслеживаться самым внимательным образом. Что касается скандала с женой Фийона, пока все это неподтвержденные факты. Я думаю, что это не главный фактор, который сыграет фатальную роль, во всяком случае, если он останется неподтвержденным слухом. Гораздо важнее то, что его программа, смесь радикального экономического либерализма и социального консерватизма, отпугивает многих избирателей, в частности весь левый фланг. Поэтому его победа пока совсем не вписана в историю электорального 2017 года.