Прежде всего давайте представим ситуацию, сложившуюся до начала астанинских переговоров, организованных по инициативе Турции и России, при участии Ирана в направлении мирного урегулирования, призванного положить конец гражданской войне в Сирии.
С падением Алеппо баланс на поле боя в Сирии практически необратимо изменился в пользу сирийского режима. Режим Асада стал доминирующим на поле боя фактором, как никогда в ходе гражданской войны, которая идет шестой год.
Но на самом деле правильнее было бы говорить не столько о доминировании режима Асада, сколько о силе, которую обрели на поле боя спонсоры этого кровавого режима. В то время как Иран, поддерживавший сирийский режим оружием и бойцами, укрепил свое положение в качестве оккупационной силы в Сирии, Россия своей поддержкой с воздуха сыграла решающую роль в поражении оппозиции в Алеппо.
Однако после падения Алеппо между двумя союзниками Асада произошел раскол, о котором почти не говорится.
Так, например, инициатива Турции по эвакуации гражданского населения в Алеппо нашла поддержку у России и при этом столкнулась с попытками срыва со стороны Ирана и режима Асада.
Этот раскол еще раз выплыл наружу после заявления, которое на днях сделал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Когда Лавров сказал: «Если бы Россия не вмешалась, Дамаск пал бы за две-три недели», — он фактически накануне астанинской встречи дал Ирану и режиму сигнал: главный здесь я.
По выражению главного редактора Es Medya Dijital Group Юсуфа Озхана (Yusuf Özhan), до начала переговоров в Астане речь, по сути, шла о балансе, при котором «на поле боя силен Иран, а за столом — Россия».
В направлении продолжения действующего перемирия астанинские переговоры завершились декларацией, на которой сошлись все стороны.
Важным шагом в рамках этого перемирия было включение в этот процесс (под прессингом Турции) сирийских оппозиционных групп, которых ранее Россия пыталась представить террористическими организациями. И этот настрой сохраняется.
Вместе с тем можно прогнозировать, что по вопросу Партии «Демократический союз» координация между Турцией, Россией и Ираном будет углубляться.
В то же время, пока за столом идут переговоры между оппозицией и режимом с его спонсорами, между спонсорами режима углубляется конфликт.
Россия, желающая изменить баланс на поле боя в свою пользу, сейчас усиливает свою руку перед Ираном, которому при администрации Трампа придется особенно непросто.