Когда 17 декабря Никита Михалков приехал в Президентский центр Б.Н. Ельцина (Ельцин-центр) в российском городе Екатеринбург, телевизионные камеры работали. Руководство центра было готово — оно знало, что этот день наступит.
Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков — известный актер и кинорежиссер, а также и влиятельная фигура в мире российской культуры. Его отец был видным коммунистическим писателем и автором текста советского гимна, а мать — потомок великого художника Василия Сурикова. Старший брат Никиты Михалкова, Андрей Кончаловский, тоже режиссер, и к числу его работ относятся такие известные голливудские фильмы, как «Танго и кэш» (Tango & Cash).
Уже много лет Никита Михалков не скрывает своих националистических взглядов и того, что он поддерживает президента Владимира Путина, своего личного друга — в 2007 году он был одним из авторов открытого письма, в котором Путина просили остаться на третий президентский срок, что прямо противоречило Конституции. Годом позже, выступая перед аудиторией в Сербии, он сказал, что те являются свидетелями «войны с православием», и что их христианская православная вера является единственной силой, способной выстоять перед опасной волной «культурного и интеллектуального „Макдональдса"», захлестнувшей земной шар. Когда один несогласный слушатель осмелился выкрикнуть: «А что лучше — „Макдональдс" или сталинизм?», г-н Михалков ответил: «Это человек решает сам».
Никита Михалков озвучивает свои политические идеи на «Бесогон ТВ» — в видео-блоге, выходящим под видом телешоу. Размеренным тоном он читает зрителям лекции об извечном коварстве Запада по отношению к России. Это история затаенной обиды и злобы. Если его послушать, то начнешь верить в то, что Европа и США существуют исключительно для того, чтобы терзать Россию и строить козни, добиваясь ее погибели.
В его представлении Россия — это осажденная крепость, которой постоянно грозит нападение. Это идея, которую в последние годы открыто поддерживает и культивирует путинский режим. Россия — это «великая страна», постоянно напоминает он своим слушателям, о чем мир забывает себе же во вред. Приехав весной прошлого года в Москву, я видел автомобили с наклейками на бамперах с лозунгами «На Берлин!» и «Можем повторить!», грубо намекавшими на Вторую мировую войну. Некоторые русские, похоже, готовы все это повторить, и именно эти настроения поддерживает и подстегивает г-н Михалков.
Среди бесов, которых необходимо изгонять, Никита Михалков в последние месяцы выделил Ельцин-центр, расположенный в четвертом по величине российском городе к востоку от Урала. Центр, открытый в ноябре 2015 года, представляет собой огромный комплекс с музеем, архивом, библиотекой и выставочными залами, который посвящен популяризации «института российского президентства и развития гражданского общества, демократических институтов и верховенства права», говорится на сайте Центра.
Но по мнению г-на Михалкова, в Ельцин-центре царит атмосфера предательства российских политических традиций и полной капитуляции перед Западом. Его нападки на центр были в основном направлены на анимационный ролик, демонстрирующий этапы развития России, в котором, как он утверждает, славное прошлое страны сводится лишь к веренице кровавых тиранов и бесконечным унижениям и страданиям.
На состоявшемся 9 декабря заседании комитета Совета Федерации, верхней палаты российского парламента, Никита Михалков (в соответствии со своей националистической повесткой дня) потребовал от правительства принять меры и закрыть Центр или, по крайней мере, заставить его «скорректировать» свои просветительские программы. Он настаивал на том, что центр проводит «разрушительную программу», в нем «происходит инъекция разрушения национального самосознания детей», и они «получают этот яд». Это вопрос «национальной безопасности», заявил он, потому что, уничтожая национальную гордость российской молодежи, центр способствует «развалу страны». А это, предупредил он, — «мечта мирового сообщества».
И для него это не метафора. Он — и многие другие — на самом деле верят, что Запад имеет виды на российские территории. В 2005 году он заявил российским СМИ, что бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт считает несправедливым, что материальные богатства Сибири должны принадлежать только одной стране — кстати, эти ее слова оказались фальшивкой.
Когда Михалков впервые посетил Центр, сотрудники Центра приветствовали его, надеясь, что смогут изменить его мнение об их деятельности, но он не проявлял особого интереса к экскурсии по историко-краеведческому музею и остановился на ролике, который стал причиной его изначального потрясения, спросив, как они могут объяснить демонстрацию такой антироссийской пропаганды.
Если бы крестовый поход г-на Михалкова против Ельцин-центра был единичным случаем, то он не вызвал бы серьезного беспокойства, но его нападки являются частью более широкой кампании по пресечению деятельности учреждений, которые считаются противниками режима, и подавлению инакомыслия. В последние два года Россия активизировала применение так называемого закона об иностранных агентах, направленного на неправительственные организации, которые получают помощь из-за рубежа и занимаются политической деятельностью (в широком смысле этого слова). Закон требует либо закрытия, либо сокращения программ деятельности многих важных общественных организаций, среди которых — независимая организация по изучению общественного мнения «Левада-центр» и «Мемориал», организация, ведущая хронику кровавых преступлений советского прошлого и осуществляющая мониторинг прав человека в России.
На фоне этого сокращения перспектив для ведения открытого, честного диалога и исследований, Ельцин-центр, с его насыщенной программой, включающей в себя лекции, выставки, кинопоказы и дискуссии, имеет огромное значение для общественной жизни страны. Если Центр будет вынужден отказаться от своей миссии, чтобы успокоить авторитарных глашатаев русского национализма, это станет серьезной потерей.
Правда, пока Никите Михалкову, похоже, не удалось убедить вышестоящие инстанции в необходимости действовать. Когда Путина во время его ежегодной пресс-конференции спросили о кампании, которую проводит г-н Михалков, он не захотел поддержать своего друга. В России, сказал он, всегда были почвенники и западники, и сейчас, в канун столетия революции 1917 года, россиянам необходимо «вести дело к примирению», а не к «разжиганию страстей». К Ельцин-центру проявили снисхождение, помиловали. Пока.
Дуглас Смит — автор недавно вышедшей книги «Распутин: Вера, власть и сумерки Романовых» (Rasputin: Faith, Power and the Twilight of the Romanovs).