Рынок полноприводных автомобилей переживает бум. Но что именно так восхищает людей на пересеченной местности? Ответы на этот вопрос водители ищут на тренировках всеобщего немецкого автомобильного клуба (ADAC) на трассе, затерявшейся где-то посреди бранденбургской «пампы».
И вот он, первый урок: одно заднее колесо внедорожника безнадежно увязло в болоте, а второе беспомощно болтается в воздухе. Становится понятно, что даже такой «монстр» как «Нива» тоже может увязнуть в грязи. «На нашем сленге это называется „обделаться"», говорит тренер Юрген Венцель (Jürgen Wenzel) и широко улыбается.
57-летний Венцель — тренер регионального отделения центра безопасной езды ADAC по Берлину и Бранденбургу. Его сотрудники зазывают любителей езду по пересеченной местности лозунгом «Больше удовольствия — в грязи!» ADAC — крупнейший автоклуб Германии — организует подобные тренировки за пределами асфальтированных дорог по всей стране, а трасса в Бранденбурге — одна из самых протяженных. На площади 3,5 гектара раскинулась сложная полоса препятствий — с подъемами крутизной до 60%, резкими же спусками и даже небольшим водопадом.
И эта трасса весьма популярна: с самого утра сюда съезжаются автолюбители, желающие пройти этот «крэш-курс» и научиться азам езды по бездорожью. Во-первых, потому что это просто здорово, а во-вторых, потому что они действительно научатся держать «в узде» своих «железных коней» в трудных ситуациях.
И это, несмотря на то — а может быть, как раз поэтому, — что большинство из них (а в данный момент здесь собрались семь мужчин и одна женщина) никогда не поехали бы на собственном авто в непролазную грязь — они просто не хотят пачкать любимую игрушку.
В этот зимний день погода была по-настоящему дрянной — в самый раз для водителей, в первый раз вставших на скользкий и грязный путь бездорожья. Лесная просека от дождя стала совсем непролазной, а лужи могли быть весьма глубокими. А стекла совсем новых, но уже побитых «Лад» были настолько грязными, что, сидя внутри, было решительно ничего не видно. В «моей» машине вентилятор не справлялся со своей работой, а клиновидный ремень ужасно свистел.
Подопечные Венцеля вовсю старались выполнить задание. Роберт, увязший на своей «Ладе» в глубокой луже, резко нажал на газ. Колеса забуксовали, из-под них полетела грязь. «Роберт», напоминает тренер 20-летнему парню, «мы выезжаем без газа!» Так что надо было выжать сцепление, включить редуктор и потихоньку выбираться из грязного плена.
Затем последовало легкое движение рулем — и машина вновь оказалась на свободе. «Молодец, Роберт, большой молодец», похвалил его тренер. Учеников нужно иногда подбадривать. По словам Венцеля, когда жители крупных городов, знающие лишь, что такое асфальтированная дорога, выбираются на бездорожье, ситуация может легко стать «весьма критической».
Массовый ажиотаж по поводу внедорожников не поддается рациональному объяснению
Тем не менее, внедорожники пользуются популярностью, как никакой другой тип авто. Раньше автолюбители ездили по выходным на Нюрбургринг или какой-нибудь другой автодром, чтобы на протяжении пары кругов ощутить опьянение скоростью. «Глубже, шире, быстрее!», гласила волшебная формула. Сегодня же большей популярностью пользуются внедорожные трассы.
Вместо более глубокой популярной стала более высокая посадка. Развитие рыночных тенденций впечатляет: продажи внедорожников стабильно растут из года в год. По данным Федерального ведомства по учету автотранспорта, в 2016 году было зарегистрировано в общей сложности более 425 тысяч полноприводных автомобилей, что превысило прошлогоднее количество более чем на 25%. Ни один другой сегмент автомобильного рынка не растет столь стремительно: производители выводят на рынок все новые и новые модели, на которые моментально находятся покупатели.
Но откуда взялся этот ажиотаж? Будь то Mercedes GLA, Dacia Duster или Maserati Levante — ведь нельзя же объяснить популярность внедорожников лишь удобством посадки и хорошим обзором в лобовое стекло! За этим, пожалуй, кроется что-то еще. Может быть, приподнять завесу этой тайны удастся, прокатившись по грязному и скользкому бездорожью, затерянному где-то на просторах Бранденбурга?
«Рационально это никак не объяснить», говорит Ульф Зееманн (Ulf Seemann). «Тут дело в эмоциях». Этот 46-летний отец семейства сам тоже ездит на автомобиле SUV — Renault Koleos. Тренировку в автоклубе ADAC он получил в подарок на день рождения. «Я просто хотел посмотреть, что умеют настоящие внедорожники», говорит он, маневрируя за рулем «Нивы» по хвойному лесу.
Зееманн с удовольствием ездит на полноприводном автомобиле, и, по его словам, Renault Koleos частично соответствует этим требованиям. Так, днище его авто имеет дополнительную защиту, да и шасси вполне хорошее. На самом деле эти «опции» Зееманну до сих пор не пригождались, потому что по пересеченной местности он на своем Koleos никогда не ездит. Ведь он живет в окрестностях Берлина, и с асфальтированными дорогами там проблем нет.
«Полноприводный автомобиль дарит водителю чувство уверенности, которое его, может быть, нужно всего лишь пару-тройку раз за год», говорит Зееманн. Например, если вдруг прошел сильный снегопад, или на дорогах образовалась гололедица. Но вообще-то, с такой ситуацией вполне может справиться любое авто, даже небольшое и лишь с передним приводом.
Ведомство по учету автотранспорта на протяжении уже нескольких лет делает различия между настоящими и псевдо-внедорожниками, заполонившие рынок в последние годы. Раньше существовала лишь одна категория — «внедорожник», но в 2013 году был введен дополнительный сегмент SUV, к которому относятся машины, лишь внешне похожие настоящие «вездеходы».
Настоящими же внедорожниками считаются модели, допущенные к эксплуатации как автомобили M1G, в соответствии с инструкцией 2007/46/EG, объяснил представитель автомобильного ведомства города Фленсбурга. Признаком таких авто является, например, наличие блокировки дифференциала и большой дорожный просвет.
«Лада Нива» превращается в «стильное авто» под названием Urban
Что касается «Нивы», то можно не переживать: она этим требованиям вполне соответствует. Старинный вездеход, корнями уходящий глубоко в советские времена, производится практически без изменений с самого 1976 года. Он весьма популярен среди лесников, егерей и крестьян, которым часто приходится ездить по пересеченной местности.
В клубе ADAC тоже любят эти брутальные авто, потому что они «позволяют сполна насладиться прелестями бездорожья», говорит одна из сотрудниц. Для своих машин члены клуба придумали всякие забавные имена: так, на одной из них написано «Полевка обыкновенная», на другой «Камнегрыз», на третьей «Легенда бездорожья».
Впрочем, на дорогах общего пользования «Нивы» до сих пор были скорее редкостью. Правда, в последнее время эти вездеходы в стиле минимализма постепенно завоевывают популярность среди определенной категории жителей, к примеру, Берлина или Мюнхена.
В порыве страсти к автомобилям SUV даже древняя «Нива», которая, кстати, теперь продается под названием Urban, стала автомобилем соответствующего «стиля жизни». При этом водители испытывают намного меньше интереса к блокировке дифференциала или редуктору коробки передач, нежели к тому, что эта машина пробуждает жажду приключений, даже если им не ней предстоит всего лишь возить детей до детского сада и обратно.
Последний «писк моды» — SUV-купе
Другие машины не настолько круты, но индустрия делает все для того, чтобы сделать предметами вожделения и такие скучные и обывательские машины как VW Tiguan или Opel Mokka. «Теперь машины SUV становятся действительно крутыми», радостно написал недавно журнал Auto-Bild.
Причиной этой радости стали планы различных производителей по выводу на рынок компактных SUV-машин с кузовом купе. За образец для подражания, похоже, был взят BMW X6. Этот двух-с-половиной-тонный монстр долго считался олицетворением автомобильного безумства. Теперь же постмодернистский SUV-купе стал последним «писком моды».
Так, к примеру, Volkswagen собирается особо элегантно «округлить» модель Tiguan особенно элегантные окружности. BMW имеет аналогичные планы, работая над моделью X4, а Skoda готовит к выводу на рынок здоровяка Kodiaq. Конечно, машины SUV не приходится называть особенно экологичными, а своими большими размерами они нередко создают помехи другим участникам движения. «Но все это не имеет никакого значения», констатирует Auto-Bild. Рост продаж и незначительная потеря стоимости бывших в употреблении машин этого типа говорят сами за себя: «Рынок сходит с ума по всему, что называется кроссовером».
Паоло Тумминелли по поводу такого развития ситуации нисколько не переживает. Когда псевдо-внедорожники несколько лет назад еще только вошли в моду, они считались этакими «игрушками для богатых», которые хотели похвастаться своими Cadillac Escalade или Mercedes GLS. «Сегодня же такие машины могут позволить себе все», говорит профессор дизайна.
Потому что даже бывшие дешевые марки вроде Dacia или Skoda давно уже предлагают широкий выбор SUV, которые действительно может себе позволить практически любой автолюбитель. И больше всего спрос растет именно на компактные и недорогие псевдо-внедорожники. «Машины SUV уже нельзя назвать нишевыми», подчеркивает Тумминелли. Они стали массовым феноменом.
Автомобильный критик говорит о «самом гениальном изобретении автомобильного маркетинга»: каким-то образом производителям удалось добиться того, что седаны с высокой посадкой, на широких покрышках и с толстенными выхлопными трубами продаются лучше, чем новые машины категории «must have» — даже если, например, VW Tiguan, по сути, является не более чем «невороченным» VW Golf — более тяжелым и «жрущим» больше бензина. Тумминелли подчеркивает, что не является противником ярких и броских машин SUV вроде Jaguar F-Pace или Bentley Bentayga, которые могут позволить себе лишь немногие состоятельные автолюбители. Если человек «фрик» и может себе позвонить такие чудачества, то почему бы и нет?
При езде набекрень держите голову прямо!
«Но если все вдруг пересядут с Golf на Tiguan, то у нас возникнет проблема», говорит он. В первую очередь, потому что внедорожники выбрасывают в атмосферу в среднем на 20% больше загрязняющих веществ. Но если учесть, что по улицам ездят миллионы таких машин, то получается весьма внушительный прирост. Хотя моторы и стали более эффективными, новые автомобили стали значительно тяжелее, чем их предшественники. Таким образом, уровень выхлопа остался примерно на старом уровне, что, однако, противоречит задаче по снижению ущерба для окружающей среды.
Между тем, участники курса в бранденбургском автоклубе достигли очередного уровня сложности. С грязными лужами все они блестяще справились, и теперь у них на очереди стоит езда под экстремальным углом наклона. Здесь тоже очень важно ехать как можно медленнее, потому что иначе можно опрокинуться.
«Как можно медленнее — ровно настолько быстро, насколько нужно», предупреждает тренер Юрген Венцель. Еще очень важно при езде под наклоном держать голову прямо. «Человеческий мозг выдерживает максимальный наклон в 17%, в противном случае ударяясь в панику».
Но даже Роберт, который буквально только что застревал в луже, уже привык сохранять спокойствие. С широкой улыбкой он маневрирует на своей «Ниве» по склону. Другие участники тоже в восторге от курса езды по бездорожью. Не исключено, что Роберт скоро купит себе именно машину SUV. Пока что он, по его словам, ездит на Opel Zafira — то есть на минивене — с автоматической коробкой передач. Именно с этим и связаны его проблемы с тем, чтобы заехать на гору.
«Молодежь просто не приучена переключать передачи вручную», объясняет Юрген Венцель. А на такой тренировке, по его словам, легко понять, кто действительно хороший водитель, а кто нет. 57-летний тренер родом из Саксонии-Ангальт является дипломированным автоинструктором, а во времена ГДР даже участвовал в ралли. И он действительно кое-что умеет, сидя за рулем «Нивы» — например, балансировать на стволах поваленных деревьев или на высокой скорости «штурмовать» грязные лужи.
В качестве личного авто он, однако, выбрал машину посовременнее: темно-красный Tiguan. Несмотря на наличие так называемого «пакета для бездорожья», этот произведенный в Вольфсбурге SUV на бездорожье быстро достигает собственного лимита — Венцель это знает. Но для того, чтобы съездить по грибы, этой машины ему вполне достаточно.