Улучшение результативности игры на 15%
В последнее время допинговые дела были в таких видах спорта, как беговые лыжи и велосипед, но шахматы выпали из зоны внимания.
В шахматной среде были проблемы с другой формой допинга: с компьютером и интернетом. В связи с новыми технологиями многие увидели для себя возможность применить компьютерные вспомогательные средства. В результате на современных крупных шахматных турнирах перед началом игры проводится сканирование на предмет выявления электронного оборудования.
Примененяется для пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Но новые исследования показывают, что шахматы тоже могут стать тем видом спорта, где существуют возможность создать некий дополнительный ресурс с помощью медицинского допинга.
На страницах портала worldchess.com рассказывается о научном докладе, опубликованном в European Neuropsychopharmacology. Он показывает, что есть вещества, которые, видимо, способны помочь шахматистам добиться бόльших результатов.
Это два вещества — метилфенидат и модафинил. Первый из названных известен более как риталин. Оба препарата используются при лечении пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактиивности (СДВГ)
Рекомендации более строгого контроля
Согласно World Chess, эти два препарата повышают игровую способность шахматиста соответственно на 15% и 13%. Для сравнения, эффект кофеина может составить 9%.
В исследовании принимали участие 39 шахматистов, они играли с компьютером — одни играли без приема препаратов, другие их принимали.
«Нам очень интересно определить, возможно ли создать улучшающий эффект у тех, кто уже играет на высшем уровне», — говорит Клаус Либ (Klaus Lieb), профессор психиатрии и один из авторов этого научного труда.
«Мы рекомендуем ввести строгий допинг-контроль на шахматных турнирах», — говорит Либ.
Нечто, на что следует обращать больше внимания
Магнус Карлсен (Magnus Carlsen) в настоящее время находится в Нидерландах, чтобы играть на Tata Chess. Шахматный король мира ранее заявлял, что не верит, чтобы допинг мог помочь в его виде спорта.
«Мы не знаем никаких препаратов, которые могут помочь. Поэтому Магнус слегка злится из-за допинговой проверки», — заявил менеджер Эспен Агдестейн (Espen Agdestein) корреспонденту VG в ноябре прошлого года.
Когда мы нашли Агдестейна в среду вечером, он еще не прочитал статью, на которую мы ссылаемся.
«Допинг не был темой. Но если это указывает на что-то другое, то создается новая ситуация и, может быть, нам следует обращать на это больше внимания», — говорит Агдестейн.
Он рассказывает о нескольких эпизодах с «компьютерным допингом» на более низком уровне, когда, в частности, во время турниров в туалетах прятали мобильные телефоны, чтобы игроки могли воспользоваться ими.
Удивительно, если это так просто
Во время больших чемпионатов игроки проходят допинговую проверку. Но причина, почему на это не обращали внимания, заключается в том, что, согласно существующему мнению, нет таких препаратов, которые имели бы достаточный эффект.
«В течение долгого времени не было слышно ничего о том, что могло бы оказывать особенное воздействие, поэтому это не вызывало больших опасений», — говорит Агдестейн.
Менеджер Карлсена, даже не прочитав о новом исследовании, относится к нему скептически.
«Я был бы удивлен, если бы это было так просто», — говорит он.
Согласно новому исследованию, есть довольно значительное побочное воздействие в результате использования этих веществ. Игроки затрачивали больше времени, когда принимали риталин или модафинил.
"Не заметно, чтобы эти вещества улучшали способность принимать лучшие решения за короткое время. Они также не улучшают способность игрока, используя больше времени на нахождение решения, более точно обдумать, что он должен делать, говорится в исследовании.
Таким образом констатируется, что эти вещества, согласно сделанным в настоящее время исследованиям, наиболее полезны в классических шахматных турнирах, но не в быстрых шахматах и рапиде.