Большинству глав государств ставят в упрек невыполнение предвыборных обещаний. Президент США Дональд Трамп, видимо, решил: раз ломать традиции, так ломать резко и с треском. В первую же неделю после инаугурации он приступил к реализации самых скандальных пунктов своей программы. Если раньше идея построить стену на границе с Мексикой вызывала ироничную улыбку, то сейчас уже не до смеха, по крайней мере Мехико. Так накалить международную атмосферу невоенными методами за считанные дни мало кому удавалось.
Трехвекторный сигнал
После того, как результаты американских выборов ударили мир обухом по голове, многие политики и эксперты взяли на вооружение успокоительную риторику: Трамп-президент не будет столь же радикален, как Трамп-кандидат в президенты, а большинство его громких предвыборных заявлений так и останутся обещаниями. Первые дни каденции республиканца продемонстрировали несостоятельность такого подхода.
Трамп сразу же задал высокий темп, что стало своеобразным трехвекторным сигналом, адресованным:
— своему электорату. Условно: «Вы сделали правильный выбор. В отличие от Барака Обамы, я буду решительно защищать национальные интересы»;
— внутренним политическим оппонентам: «Кампания по моей дискредитации бесперспективна. Вам не удастся повлиять на мои решения или „связать мне руки" некими законопроектами»;
— внешним игрокам: «Я лидер сверхдержавы. Времена „мягкого" Обамы прошли. Теперь со Штатами лучше не шутить».
Можно с уверенностью сказать, что пока своей цели Трамп достиг. Хорошая новость: до украинского и российского направлений глава Белого дома пока не добрался. Да и торопиться он вряд ли станет. Новый формат отношений с Москвой — тема слишком чувствительная, разобщающая и неблагодарная в контексте укрепления внутриполитических позиций президента. Зато на других направлениях действия Трампа уже взвинтили градус напряжения до предела.
Торговые войны
На данный момент один из самых проблемных векторов — мексиканский. Трамп не просто подписал указ о строительстве стены на границе с Мексикой, он еще и собрался возвести ее за счет самого Мехико. Мексиканский лидер Энрике Пенья Ньето, конечно, заявил, что это абсурд. В свою очередь в Вашингтоне сообщили, что стену построят за счет налога на импорт из латиноамериканской страны. Новая пошлина составит 20% на все мексиканские товары. Это сильнейший удар по экономике страны, ведь на Штаты приходится около 80% мексиканского экспорта. Руководство Мексики назвало шаг Трампа пощечиной, Ньето тут же отменил свой визит в Вашингтон. Холодная война США на латиноамериканском направлении началась.
Еще один «эффектный жест» Трампа — выход США из Транстихоокеанского партнерства, на которое Обама, кстати, возлагал большие надежды. Соглашение в начале 2016 года подписали Штаты, Мексика, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу. Договоренность предусматривала беспошлинную торговлю основными видами товаров.
Последствия будут включать себя не только ухудшение отношений со странами партнерства, но и значительное усиление роли Китая в регионе. «Самоустранение» Вашингтона рождает вакуум, и Пекин попытается его заполнить. Австралия и Новая Зеландия уже выразили готовность пригласить Китай и другие страны Азии в Транстихоокеанское партнерство, чтобы спасти проект. Со стратегической точки зрения решение республиканца едва ли поспособствует национальным интересам США, учитывая нарастающее американо-китайское противостояние, спровоцированное, кстати, тоже Трампом.
По сути, США и Китай тоже на пороге торговой войны. Трамп планомерно движется к введению пошлин на китайскую продукцию. Почва для этого решения уже готовится: переговоры с американскими деловыми кругами и анонсированное на днях «колоссальное» снижение налогов направлены на возвращение бизнеса в Штаты, в первую очередь из Китая и Мексики. Введение пошлин — следующий шаг.
«Подразнить» Россию
Резонансное, хотя и ожидаемое решение — подготовка указа о сокращении финансирования Организации Объединенных Наций на 40%. Очевидно, что это спровоцирует кризис ООН, поскольку порядка 25% миротворческих миссий ранее финансировались именно США. Хотя надо признать, что эффективность ООН находится под большим сомнением.
Еще один любопытный аспект — Трамп, в отличие от Обамы, не особо боится спровоцировать Россию. Глава Белого дома заявил о создании бесполетных зон над некоторыми районами Сирии и спецзон, где беженцы могли бы укрыться от авиаударов России и армии президента Башара Асада. С Москвой это решение американская администрация, конечно, не согласовывала, что подтвердил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. А ведь вплоть до прошлой недели Кремль твердил, что создание таких зон будет расценено как незаконная военная интервенция, на которую будет дан соответствующий ответ. Готовность Трампа действовать наперекор Путину рождает осторожный оптимизм и по украинскому вопросу.
Но если подбить итоги прошлой недели, уровень конфликтности и напряженности в мире возрастает. Пока Трамп уверенно держит курс на внутренний протекционизм, что раздражает других мировых игроков.
Как сообщал «Обозреватель», Трамп подтвердил намерение поладить с Россией.