Красную площадь характеризуют четыре «к», которые лучше всего объясняют сегодняшнюю Россию: церковь (Kirche — нем., прим. перев.), коммунизм, капитализм, Кремль. Собор Василия Блаженного с его куполами-луковками является самым известным видом на открытках Москвы и символом для «к» как «церковь, консервативный». «К» как «коммунизм» обозначает Мавзолей Ленина. Владимир Ильич Ленин лежит забальзамированный в своем стеклянном саркофаге. О человеке, который в ходе Октябрьской революции 1917 года привел большевиков к власти, сегодня опять вспоминают чаще, чем 25 лет назад во времена развала Советского Союза. «К» как «капитализм, наглый» или «потребительство (Konsum — нем., прим. перев.), безудержное» олицетворяет собой благородный торговый центр Государственный универсальный магазин, сокращенно «ГУМ». И над всем этим царят башни «к» как «Кремль». Мощный комплекс зданий напоминает о том, у кого в стране власть.
Живая открытость миру в крупнейшем городе России
Хотя Москва является столицей российской империи, которая при правлении Владимира Путина снова хочет объединить блеск и славу царской империи с духом прогресса эры спутника и Юрия Алексеевича Гагарина. Однако сегодня город живет иначе, чем вся остальная страна. Город с его 12 миллионами жителей является крупнейшим — с большим отрывом — городом России (Санкт-Петербург занимает второе место с почти пятью миллионами), он также промышленный и культурный центр страны. В то время, как в путинской России вновь нарастает национализм, город сопротивляется этому развитию своей открытостью миру и прогрессу. Хотя мэр города Сергей Семенович Собянин и является верным соратником пары Владимир Путин и Дмитрий Медведев, ему все же удается с 2010 года убеждать граждан города. В 2010 году был отстранен от должности его предшественник, патриарх Юрий Лужков. Правда Лужкову удавалось уверенной рукой руководить городом в турбулентные времена перелома в начале 90-х годов, а потом во время российского финансового кризиса 1998 года. Но Лужков, которого тогда считали преемником Бориса Ельцина, правил Москвой так, словно город принадлежал ему лично. Возведением взорванного гигантского храма Христа Спасителя на виду у Кремля Лужков поставил себе памятник.
Привлекать граждан к принятию решений
Мэр Собянин после своего назначения преемником Лужкова быстро принялся за реформы и положил конец беспощадному строительному буму Лужкова. С этого момента граждане, ставшие при Лужкове циничными, могли рассчитывать на поддержку.
Интернет-платформы «Наш город» и «Активный гражданин» всегда называются, когда речь идет о том, чтобы показать, как руководство города старается наладить диалог с гражданами. И действительно: оба портала являются такими образцами прозрачного управления, каких в Вене надо еще поискать. Более миллиона москвичей высказались на портале. Однако было бы преувеличением называть эту инициативу «электронной демократией», как это делает городское правительство. Потому что вопросы, с которыми обращаются к гражданам, тщательно отобраны, а темы, по которым можно голосовать, нередко имеют обозримое значение. И все же инициатива приветствуется даже критиками как многообещающий старт.
«Возможно, реформы не сделали Москву образцом городской демократии в мировом масштабе, но они показали реальные успехи. Активность граждан и улучшения в городском правительстве сделали Москву другим городом», — пишет Роберт Аргенбрайт (Robert Argenbright), профессор географии в университете Юты, в своей книге «Moscow under Construction». «И хотя Москву упрекают в том, что она доминирует над остальной страной, но одновременно городу завидуют, и его инновации копируются остальной страной. Настоящее развитие города, которое можно было бы описать как „либерализация“ — сокращенное название комплексного процесса — радикально контрастирует с политическим развитием путинского режима на национальном уровне», — пишет знаток Москвы Аргенбрайт.
Собянин собрал вокруг себя молодых реформаторов
Также и издание «Der Spiegel» лестно отзывается о мэре: «Тон в Москве задают молодые, образованные люди. Москва стала городом среднего класса, что также является заслугой Сергея Собянина, нынешнего мэра. Он собрал вокруг себя молодых реформаторов, которые думают иначе, чем руководящий кружок в Кремле». Собянину также удалось наладить мир между городским правительством и многочисленными гражданскими инициативами, которые сформировались в протесте против плановой жестокости Лужкова.
Избиратели оценили это: в 2013 году преемник Лужкова Собянин на выборах мэра Москвы с 51% голосов победил юриста и главного активиста оппозиции Алексея Навального, который смог объединить вокруг себя лишь 27% голосов.
Томас Гроб (Thomas Grob) и Сабина Хорбер (Sabina Horber) пишут в предисловии к вышедшему в 2015 году в издательстве Böhlau весьма рекомендуемом для чтения сборнике «Москва — город между культурой и властью» о том, что москвичами были лишь немногие политики из тех, кто формировал Москву. «Грузин Сталин, который почти не знал города, когда он в 1918 году, будучи почти 40-летним, попал в высшие круги Советской власти, дальше всех пошел с планами перестройки и определением символических параметров. Но и Никита Сергеевич Хрущев, родом из юго-западного конца России и тесно связанный с Украиной, необузданно обращался с городским наследием». Лужков хотя и был «настоящим» москвичом, не слишком бережно обходился со своим городом, в то время как его преемник, Сергей Собянин из сибирской Тюмени, обращается с городом осторожно и бережно.
Москва — это город не для слабых. В середине 90-х годов город был витриной шумного, крикливого декаданса, местом, где извращенно выставлялись напоказ богатства олигархов, а также тех, кто делал вид, будто они — тоже олигархи. Это был город нечистых на руку гангстеров и мафиози, город беспринципных супербогачей, в котором с теми, у кого не было ни денег, ни связей, никто не считался.
Тактично, со вкусом и почти «по-берлински»
Сегодня себя ведут со вкусом, более цивилизованно, тактичнее. Город-молох Москва обрел человеческое лицо. И хотя дорогие ночные клубы все еще есть, но Москва стала больше похожа на Берлин. Тех, кто сегодня хочет соответствовать модным тенденциям, можно встретить в нашумевшей галерее «Гараж — музей современного искусства», которым руководит Даша Жукова, жена олигарха Романа Абрамовича. Молодые необузданные художники обосновались в проекте «Фабрика», далеко от городских ворот в районе Сокольники. Хипстеров можно найти в квартале «Красный Октябрь», где на острове на Москва-реке в здании бывшей шоколадной фабрики есть хипстер-бар, офисы начинающих бизнесменов, шикарные клубы и часто посещаемые студентами пабы. Нечто уникальное в мире. Похоже, что осуществился лозунг прозвучавшей в 1979 году песни немецкой группы «Чингиз Хан» «Москва, Москва, бей бокалы об стену».
В то время, как Россия все более репрессивно реагирует на иную культуру, в Москве процветает театральная сцена. Гоголь-центр на улице Казакова, в двух остановках на метро от Красной площади, является Меккой сочетания различных видов искусства: дискуссии и доклады, фильмы, музыка и театр — все это можно найти в этом здании из красного кирпича. Центром руководит Кирилл Серебреннников, который презирает запреты на смелое мышление и постоянно рискует постановками общественно-критических пьес. Он гастролировал в 2015 году на Венском фестивале.
Борьба с транспортной лавиной как открытая проблема
В начале 90-х годов пересечь улицу в Москве можно было только с большим риском для жизни — кто же будет тормозить перед пешеходом? Тем временем город объявил более 100 километров улиц пешеходной зоной. Министр транспорта Москвы, 40-летний Максим Ликсутов, родившийся в Эстонии, очень старается приучить граждан ходить пешком, а также привить им вкус к езде на велосипедах и на общественном транспорте. И действительно: московские водители стали терпеливее и дисциплинированнее. Стоит кому-то ступить на пешеходную «зебру», как машины сразу тормозят.
Визит в Транспортный центр управления показывает, что Москве очень нужна смена приоритетов. В городе — 3,9 миллиона машин, ежегодно прибавляются еще 200 тысяч. Ежедневно восемь миллионов человек пользуются услугами метро, плюс семь миллионов ездят на автобусах и трамваях, сюда же относятся ежедневные 600 тысяч поездок на такси, докладывает Александр Поляков из Института Транспортного хозяйства при Высшей школе экономики и вице-директор Московского транспортного узла. На огромном мониторе эксперты наблюдают за происходящим в городе. 150 тысяч камер видеонаблюдения установлены вдоль улиц, 40 тысяч светофоров регулируют движение, сотрудники узла могут в любое время посмотреть карту, которая показывает реальный транспортный поток. «Так мы может точно наблюдать, что происходит на московских улицах», — говорит Александр Поляков. И с улыбкой добавляет: «Многие нас спрашивают, где были мой муж или моя жена вчера вечером? Да, мы можем ответить на многие вопросы, но только не на эти».
Чтобы управлять движением, необходимо расширение сети общественного транспорта, говорит Поляков. Потому что, по данным нидерландского производителя автонавигаторов TomTom, Москва все еще занимает пятое место в мире среди городов с самым негативным транспортным статусом. Поэтому протяженность линий Московского метро, составляющая 300 километров, до 2020 года будет увеличена на 140 километров и на 60 станций. 60-километровое кольцо метро соединит пригородные линии друг с другом. В 2012 году была увеличена территория столицы на юго-западе, в результате чего площадь города удвоилась. Было закуплено 5700 новых трамваев, автобусов и троллейбусов, были проложены линии для автобусов и дорожки для велосипедистов, а число такси увеличилось в восемь раз. С 2012 до 2020 годы городское правление потратит 4,4 триллиона рублей (ровно 69 миллиардов евро) на развитие Московской транспортной сети.
Чемпионат мира по футболу как стимул для ремонтных работ
Следующим стимулом для развития города должно стать проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. Перефразируя знаменитую цитату прусского военного реформатора Карла фон Клаузевица (Carl von Clausewitz), можно сказать: «Спорт есть продолжение политики другими средствами». И так по всей Москве строят и ремонтируют. Если побывать на олимпийском стадионе Лужники на юго-западе города, то можно наблюдать, как зрительские ряды оснащают новыми сидениями. Строительные работы ведутся и зимой, подтверждает руководитель стройки Александр Полинский, генеральный директор по вопросам спорта и досуга городского правительства Москвы. Он уверял на одном дискуссионном мероприятии в Москве, что план работ можно будет выдержать: до июня 2017 года стадион будет готов, говорит он.
Москва хочет помогать молодым, начинающим свое дело, и кооперировать с Веной
«В настоящее время в Москве ремонтируются все имеющиеся крупные стадионы», — сказал руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергей Черемин в разговоре с «Wiener Zeitung». Черемин посетил в 2016 году Вену, чтобы обсудить вопросы более тесной кооперации между Москвой и Веной.
«Австрийские фирмы останутся и в будущем важными партнерами для образцовых решений», — говорит Черемин. Экономика города будет и дальше диверсифицироваться, надо больше развивать туризм и сферу услуг. От 1,2 миллиона студентов, живущих в городе, Черемин ждет импульсов в области Hi-Tech- и Start-up. В Технополисе на юго-западе города для старапов должны быть созданы идеальные предпосылки, — говорит Черемин. Потому что «Москва — это гигантский магнит».