Вашингтон - В понедельник вечером, 30 января, президент США Дональд Трамп отстранил исполняющую обязанности генерального прокурора после того, как она демонстративно отказалась поддержать его исполнительный указ, закрывающий границы США перед беженцами и гражданами преимущественно мусульманских стран.
В условиях нарастающего кризиса его 10-дневной администрации президент подчеркнул в своем заявлении, что Салли Йейтс (Sally Q. Yates), исполнявшая обязанности генерального прокурора при бывшем президенте Бараке Обаме, предала администрацию, объявив о том, что юристы Министерства юстиции не будут защищать указ г-на Трампа в суде.
Президент заменил г-жу Йейтс Даной Боенте (Dana J. Boente), окружным прокурором Восточного округа штата Вирджиния, который будет занимать эту должность до тех пор, пока Конгресс не утвердит кандидатуру сенатора Джеффа Сешнса (Jeff Sessions). Заняв этот пост, г-н Боенте первым делом объявил о том, что он аннулирует приказ г-жи Йейтс.
События понедельника превратили процедуру утверждения кандидатуры г-на Сешнса в референдум по иммиграционному указу г-на Трампа. В Сенате этот процесс может начаться уже во вторник, 31 января.
Приказ г-жи Йейтс представляет собой весьма примечательную отповедь правительственного чиновника в адрес действующего президента, которая вызывает в памяти так называемую резню в субботний вечер 1973 года, когда в условиях разворачивающегося Уотергейтского скандала президент Ричард Никсон уволил своего генерального прокурора и заместителя генерального прокурора за их отказ уволить специального прокурора.
Г-н Боенте был приведен к присяге в 9 вечера, как сообщили представители Белого дома, отказавшиеся рассказать подробности этой церемонии. В своем заявлении г-н Боенте пообещал «защищать и исполнять законы нашей страны».
В 9:15 вечера в Министерстве юстиции г-жа Йейтс получила письмо, в котором ее информировали о том, что она уволена. В этом письме, подписанном Джоном Дестефано (John DeStefano), одним из помощников г-на Трампа в Белом доме, г-жу Йейтс информировали, что «президент отстранил вас от занимаемой вами должности исполняющего обязанности генерального прокурора США».
Две минуты спустя чиновники Белого дома выступили с резкой критикой в адрес г-жи Йейтс в своем заявлении, подготовленном Шоном Спайсером (Sean Spicer), пресс-секретарем Белого дома.
«Госпожа Йейтс является ставленницей администрации Обамы, которая занимает слабую позицию в вопросе о границах и очень слабую позицию в вопросе о нелегальной иммиграции», — говорилось в заявлении.
Увольнение г-жи Йейтс стало своеобразным завершением тех трех бурных дней, которые начались в пятницу, 27 января, с подписания г-ном Трампом его исполнительного указа. Этот его шаг застал врасплох путешественников по всему миру, спровоцировал протесты в США и вызвал переполох внутри бюрократического аппарата.
Г-жа Йейтс, как и многие другие высокопоставленные чиновники, была застигнута врасплох этим исполнительным указом и потратила все выходные на то, чтобы решить, как нужно реагировать на этот указ, о чем сообщили два источника из Министерства юстиции, принимавшие участие в обсуждении этого вопроса. Г-жа Йейтс рассматривала возможность ухода в отставку, однако сообщила своим коллегам, что она не хочет оставлять эту проблему своему преемнику.
В понедельник, 30 января, г-жа Йейтс спровоцировала рост тревожных настроений внутри столицы, публично бросив вызов власти президента и таким образом обнажив глубокий раскол, возникший в связи с указом президента в Министерстве юстиций, в дипломатическом корпусе и других правительственных структурах.
«В настоящий момент я не убеждена, что защита исполнительного указа совпадает с моими обязанностями. Я также не убеждена в законности этого исполнительного указа», — написала г-жа Йейтс в письме, адресованном юристам Министерства юстиции.
Помощники г-на Трампа собрались в Западном крыле, чтобы решить, что делать дальше.
Они быстро решили, что ее неподчинение не должно сойти ей с рук, как сообщил один из чиновников администрации, осведомленный о ходе тех обсуждений. Но больше всего тревоги вызывал вопрос о том, насколько быстро Сенат утвердит кандидатуру г-на Сешнса.
После того как лидер республиканцев сенатор Митч Макконнелл (Mitch McConnell) заверил Райнса Прибуса (Reince Priebus), главу администрации президента Трампа, что процесс утверждения идет полным ходом, помощники доставили свои рекомендации г-ну Трампу, находившемуся в тот момент в своей резиденции в Белом доме.
Президент быстро принял решение: г-жу Йейтс необходимо уволить.
В официальном заявлении г-н Спайсер обвиняет г-жу Йейтс в неспособности выполнять обязанности по защите «правового режима, призванного защищать граждан США», который был одобрен Министерством юстиции.
«Пора серьезно заняться вопросом защиты нашей страны», — подчеркнул г-н Спайсер в своем заявлении. Он обвинил демократов в том, что они препятствуют утверждению кандидатуры г-на Сешнса по политическим причинам. «Требование проводить более тщательную проверку людей, приезжающих из семи опасных стран, нельзя называть крайностью. Оно разумно и необходимо для защиты нашей страны».
Бывшие чиновники Министерства юстиции считают, что этот шаг президента станет глубоким потрясением для их ведомства, которое уже находится на грани, поскольку чиновники предвидят мощную идеологическую перестройку, как только г-н Сешнс вступит в должность. По словам одного бывшего высокопоставленного чиновника этого ведомства, это увольнение, несомненно, выбьет его юристов из колеи.
Между тем демократы назвали г-жу Йейтс принципиальной защитницей того, что она считает правильным. Сенатор Чак Шумер (Chuck Schumer), лидер демократов, заявил, что «генеральный прокурор должен оставаться преданным и клясться в верности закону, а не Белому дому. Тот факт, что нынешняя администрация этого не понимает, очень пугает».
Г-н Боенте сообщил Белому дому, что он готов одобрить исполнительный указ о беженцах и иммигрантах, о чем рассказал Джошуа Стьюв (Joshua Stueve), представитель прокуратуры в Александрии, штат Вирджиния, где г-н Боенте занимал должность окружного прокурора с 2015 года.
Г-н Боенте, который работал прокурором Министерства юстиции в течение 31 года, не стал колебаться и сразу же принял предложение стать исполняющим обязанности генерального прокурора, учитывая его «стаж работы и верность» Минюсту, о чем сообщил г-н Стьюв в понедельник, 30 января, в ходе телефонного интервью.
Будучи исполняющей обязанности генерального прокурора, г-жа Йейтс была единственным человеком в Министерстве юстиции, имеющим право подписывать заявки на выдачу ордеров на слежку за иностранными гражданами. Администрации обеих партий считали, что законы о наблюдении требуют, чтобы такие ордеры подписывались только утвержденными Сенатом чиновниками Министерства юстиции. Г-н Боенте был утвержден Сенатом в качестве прокурора США, и, хотя эта ситуация беспрецедентна, Белый дом сообщил, что он имеет право подписывать такие ордеры.
Решение г-жи Йейтс фактически аннулировало выводы Службы юрисконсульта Министерства юстиции, которая уже одобрила исполнительный указ «в части формы и законности».
По словам г-жи Йейтс, ее решение отказаться от защиты указа было обусловлено несколькими причинами: помимо сомнений в законности этого исполнительного указа ею двигали сомнения в том, что такая политика является «мудрой и справедливой». Она также упомянула о нескольких заявлениях Белого дома, которые были сделаны еще до подписания указа и которые тоже повлияли на ее решение.
Сначала г-н Трамп отреагировал на это письмо публикацией сообщения в Твиттере, в котором он пожаловался на то, что затягивание Сенатом процесса утверждения его кандидатов обернулось уходом г-жи Йейтс с поста исполняющего обязанности генерального прокурора.
Резня в субботний вечер 1973 года привела к конституционному кризису, который завершился только тогда, когда заместитель министра юстиции Роберт Борк (Robert H. Bork) согласился поддержать указ г-на Никсона и уволил специального прокурора Арчибальда Кокса (Archibald Cox).
Ситуация с г-жой Йейтс — несколько иная, потому что она была назначена на эту должность администрацией Обамы. Она согласилась на предложение г-на Трампа остаться на должности исполняющего обязанности генерального прокурора, пока не будет утверждена кандидатура г-на Сешнса.