Только Европа привыкла к Владимиру Путину и Реджепу Тайипу Эрдогану, как ей нужно приспосабливаться к третьему борцу за справедливость — Дональду Трампу. Он стал первым президентом Соединенных Штатов, который открыто заявляет о недоверии Евросоюзу и американским гарантиям на Старом континенте. Через двенадцать дней после инаугурации в Капитолии, пугающее сведение счетов еще не началось. Но двадцать восемь членов ЕС уже держат ухо востро. Нужно ли будет отвечать на каждый его шаг, как предлагает Франсуа Олланд? Или же лучше сохранять спокойствие, как советует Ангела Меркель? За недоверием последовало беспокойство. Примером тому может служить решение о запрете въезда в США гражданам семи мусульманских стран, в том числе сирийским беженцам.
Этот первый указ, подписанный вопреки международному праву, вызвал волну протестов по эту сторону Атлантики, в мусульманском мире и даже в самих США. Что касается тревоги европейцев, подпитываемой твитами кандидата и разными интервью уже президента, то она скорее экзистенциальна: неужели ЕС станет следующий жупелом Дональда Трампа? Ответ положительный, и принадлежит он другому «Дональду» — председателю Европейского Совета.
Характеризуя мир «более опасным, чем когда-либо», Дональд Туск причислил президента США к вызовам, угрожающим Европе, наряду с «агрессивной Россией», единым Китаем, «который становится с каждым днем все увереннее» и террористической угрозой. В чем же вина Трампа? «Похоже, он осмелился поставить под сомнение внешнюю политику Соединенных Штатов, проводимую в течении 70 лет». Другими словами, поддержку европейской интеграции двенадцатью президентами, от Трумэна до Барака Обамы.
«Поживем — увидим»
Как и Путин и Эрдоган, Дональд Трамп, кажется, хочет расколоть Европу, чтобы лучше навязывать свое мнение. Он льстит строптивой Терезе Мэй, он ругает Ангелу Меркель и атакует евро, краеугольный камень ЕС. Он вспоминает о Евросоюзе только для того, чтобы прогнозировать его скорую смерть, потому что «и другие страны скоро выйдут из него». Французский комиссар ЕС Пьер Московиси громко озвучил то, чего многие боятся про себя: «Европе напрямую угрожают, есть попытки ослабить ее как политическую, экономическую и коммерческую державу».
«Конечно, все было бы иначе, если бы администрация Трампа открыто добивалась распада ЕС». В ближайшие дни и недели обе стороны померяются силами. Первым испытанием могло бы быть назначение посла США в Евросоюзе. Тед Мэллок, которому суждено выполнять эту миссию, отличился на канале BBC, пообещав Евросоюзу судьбу умершего СССР. Будет ли он делать такие же заявления после своего официального назначения? Это стало бы еще одним знаком для сторонников черного сценария.
Инаугурационная речь президента, своего рода компас будущего мандата, не произвела впечатления на европейцев. «В худшем случае, это было похоже на националистический памфлет, а в лучшем, на пересказ пустых аргументов своей кампании. В Берлине это выступление вызвало настоящий шок», — заметил один из немецких политиков. Теперь испытанием на прочность послужат будущие встречи, включенные в европейскую программу новоизбранного лидера. Американский президент пока не ответил на приглашение НАТО на неформальный саммит. Ожидается также, что Дональд Трамп будет гостем Ангелы Меркель на ближайшем саммите G20. Если только он не посчитает этот раут глобализации «пустой тратой времени», как дал понять один из представителей пресс-службы Белого дома…