Уже около двух лет Карел Кюнл, занимавший ранее должности министра обороны и министра промышленности и торговли, а также высокие дипломатические посты, возглавляет Генконсульство Чехии в Санкт-Петербурге. С «Радио Прага» Карел Кюнл поделился своими впечатлениями от жизни и работы в Северной столице России, в которую в 2015 году попал впервые.
«Радио Прага»: Вы служили послом Чешской Республики в Хорватии и Великобритании. Чем работа в России отличается от работы в других странах?
Карел Кюнл: Прежде всего, тем, что значительная часть нашей деятельности связана с выдачей виз, поскольку между Чехией и Россией существует визовый режим. Также разница состоит в том, что здесь я работаю в Генеральном консульстве, а не в посольстве, которое находится в Москве, поэтому мы не должны здесь заниматься тем, что в дипломатии называют политикой. Наша задача здесь — работать над поддержанием и улучшением связей между двумя странами в таких сферах как туризм, культурное сотрудничество, — которое развивается очень интенсивно, налаживание связей между учебными заведениями и, разумеется, торгово-экономическая область в ее самом широком понимании. Наша задача, — вне зависимости от политического климата, работать над максимальным укреплением связей в этих областях.
— Какой опыт своего политического прошлого вы в большей степени используете, работая в Петербурге, — министра промышленности и торговли или министра обороны?
— Думаю, министра промышленности и торговли, поскольку вопросов обороны Генеральное консульство в Петербурге ни коем образом не касается. Это как раз тот политический аспект, которым занимается исключительно дипломатическое представительство ЧР в Москве. Здесь у нас нет военного атташе. Иными словами, этот вопрос — вообще не в нашем ведении. Что является нашей первостепенной задачей, так это поддержка чешского бизнеса, чешских торгово-экономических субъектов на территории РФ, прежде всего, в Северо-Западном федеральном округе, включающий одиннадцать областей, куда относится не только Петербург. Это огромная территория, по которой мы с моим коллегой, торговым дипломатом, много ездим, всегда вместе с представителями чешских компаний. Мы ведем переговоры с различными структурами — начиная с губернаторов и заканчивая инвестиционными организациями, устанавливаем их контакты с прямыми торговыми партнерами, чтобы торговые отношения между нашими странами, прежде всего экспорт из Чехии, максимально улучшались.
Чешский дипломат еще не успел посетить все одиннадцать областей, поскольку, как он заметил, «некоторые города Северо-Западного округа находятся от Петербурга дальше, чем Прага». Однако Карел Кюнл уже побывал в Ленинградской, Псковской, Вологодской областях, в Новгороде Великом, в Карелии. Чрезвычайно интересной и перспективной чешский дипломат считает Архангельскую область, где местные предприятия заинтересованы в закупке высокоточных технических приборов из Чешской Республики. Несколько раз Генеральный консул ЧР приезжал и в Калининград, который также относится к «сфере влияния» Генконсульства ЧР в Петербурге.
— Помнят ли в Калининграде, бывшем Кенигсберге, о том, что этот город основал чешский король Пршемысл Отакар II?
— Разумеется, там об этом знают и говорят, ведь это — часть его истории. Город сильно пострадал в конце Второй мировой войны, но сейчас прекрасно восстановлен. В Калининграде мне очень понравилась атмосфера этого соединения сегодняшней России и Европы. Это анклав — территория внутри Европы, и вместе с тем — часть Российской Федерации. Очень интересное смешение, к тому же выгодное и сточки зрения торгово-экономической деятельности. И я не уверен, что этот потенциал полностью использован…
На 2017 год глава чешской дипмиссии уже запланировал ряд дальних поездок — в Мурманскую область и республику Коми.
— Если говорить объективно, то в определенной степени санкции ограничивают двустороннюю торговлю. Однако, за исключением сегмента торговли оружием, нельзя сказать, что они как-то фатально повлияли на экономические связи. Проблема кроется, скорее, в ответных мерах, принятых Россией, то есть в политике импортозамещения, что отражается и на ходе открытых тендеров, где фирмы из Евросоюза, хоть и неофициально, оказываются изначально в более слабой позиции. Однако несмотря на это некоторые тендеры чешским компаниям удалось выиграть. Нам приходится работать, учитывая существование санкций как факт, с которым Генконсульство ничего поделать не может, и в этих условиях мы должны помогать нашим компаниям, чтобы для них здесь были открыты двери, а самое главное — они получали равные конкурентные условия.
Бизнесменам, подчеркивает чешский дипломат, приходится работать в заданных обстоятельствах, на которые влияет политическая ситуация, связанная с нормами международного права, и их нарушение подразумевает ответную реакцию, в том числе введение санкций.
— Как складывается судьба совместного проекта «Шкоды» и Кировского завода?
— Проект «Škoda Transportation-Кировский завод» продолжается. Стороны основали совместное предприятие, который выиграл один из тендеров на поставку вагонов для одной из линий Петербургского метрополитена. Еще два или три тендера предприятие проиграло с небольшим отставанием от своего главного российского соперника — концерна «Вагонмаш». Однако чешско-российская фирма не была отстранена от участия, и вполне возможно, что уже очень скоро в одном из тендеров на поставки вагонов для метрополитена предприятие победит».
— Мне кажется, что именно здесь сложилось некое особое отношение к республике. Чем Чехия так притягательна для петербуржцев?
— Я бы тоже хотел это понять. В целом, можно сказать, что здесь все без исключения — несмотря на санкции — относятся к Чехии очень хорошо, по-дружески, и Чешская Республика пользуется тут большим уважением. Свою роль играет и традиционно высокое качество чешских промышленных товаров. Это касается и довоенного периода, и периода социализма — времени существования Совета экономической взаимопомощи. Люди знали — все, что привозится из Чехословакии, будет качественным. И это отношение, безусловно, ощущается и сегодня и, надеюсь, сохранится в будущем.