«Для Путина это как поездка домой», — так озаглавил свою страницу в интернете критически относящийся к правительству венгерский еженедельный журнал HVG в связи с визитом в четверг российского президента в Будапешт. И все же это было не совсем так, перед парламентом свистели демонстранты, но протест был в рамках допустимого. Владимир Путин действительно уже был здесь два года назад, и с тех пор он и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (Viktor Orbán) встречаются ежегодно. Их объединяет склонность к решению вопросов старомодным способом — рукопожатием мужчин, чье слово — закон.
Их интересы странным образом совпадают: русские хотят вновь большего влияния на своих бывших задворках в Восточной Европе, венгры хотят денег. Хотят вернуться на рынки сбыта, которые у них когда-то при коммунизме были в России. Таким образом, на встрече между Орбаном и Путиным речь шла прежде всего о сделках, которые Москва использует в качестве средства влияния, а Будапешт воспринимает как звон монет в кассе.
Основной темой было расширение единственной венгерской атомной электростанции под городом Пакш, которая на 80% финансируется российскими кредитами. Он «никак не может дождаться», когда российский концерн «Росатом» начнет строительство двух новых атомных реакторов, сказал Орбан после встречи с Путиным. По его словам, остается только один открытый вопрос, потребуется ждать решения комиссии ЕС. В настоящее время она изучает вопрос о том, не нарушает ли финансирование проекта законодательство ЕС. Со своей стороны, Путин заверил, что Россия могла бы финансировать строительство «также на 100%».
Путин использует сцену, которую предоставляет ему Орбан
Путин использовал сцену в стране ЕС для того, чтобы подвергнуть критике Украину и возложить на нее вину за эскалацию на Донбассе. «Украинское правительство не готово претворять в жизнь Минское соглашение и ищет повод для того, чтобы отказаться от его выполнения», — заявил Путин. Орбан не стал возражать и повторил свою критику санкций против России: «Конфликты в других областях не должны решаться с помощью экономических методов».
Путин и Орбан поддерживают тесные отношения. «Ограниченная национальная демократия», которую строит венгерский премьер, во многих чертах напоминает «управляемую демократию» в России. Поэтому Путина сердечно приветствовали в Венгрии и тогда, когда после аннексии Крыма он подвергался резкой критике со стороны ЕС. Теперь внешнеполитическая обстановка для такой встречи еще более благоприятна.
После референдума по Брекситу в Великобритании и победы Дональда Трампа на выборах в США сторонники идей ограниченного либерализма повсеместно в ЕС получили поддержку. И Путин и Орбан надеются использовать президентство Трампа в своих интересах.
Когда на прошлой неделе Москву посетил венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто (Péter Szijjártó), он совместно со своим российским коллегой Сергеем Лавровым похвалил Трампа. «Это хорошая новость, что Дональд Трамп хочет наконец прекратить насильственный экспорт демократии», — так цитировали Сийярто российские информационные агентства.
Похвала новой внешней политике Дональда Трампа
«В предыдущие годы, когда я занимал свою должность, мы получали из США много указаний». Основной принцип внешней политики Трампа — это «никакой идеологии, никаких попыток вмешательства во внутренние дела других стран, а основные интересы США». Это, подчеркнул также и Лавров, соответствует внешнеполитическим позициям России.
В начале этой недели Сийярто дал подробное интервью российскому пропагандистскому каналу RT и объяснил, почему венгерское правительство хочет выступить против фонда Open-Society американского миллиардера Джорджа Сороса (George Soros). Критических вопросов по этому поводу не последовало. Это не удивительно: в России Open-Society еще с 2015 года находится в списке «нежелательных организаций», которые не имеют права работать в стране.
В своих отношениях с ЕС Путин уже несколько лет делает усиленную ставку на евроскептиков. Позиция Орбана в отношении кризиса с беженцами и его критика Ангелы Меркель с удовольствием принимаются к сведению в России. Венгрия является важным союзником Путина в вопросе о санкциях. Орбан и его правительство уже длительное время критикуют экономические штрафные санкции, которые ЕС объявил России после аннексии Крыма.
Москва поддерживает критиков санкций в ЕС
Незадолго до визита Путина министр иностранных дел Сийярто назвал санкции «бесполезными» и подчеркнул, что с 2014 года Венгрия якобы потеряла 6,5 миллиардов евро за потенциальный экспорт в Россию. Но вот о чем он не сказал: причиной этого являются не европейские санкции, а прежде всего российский запрет на импорт, который был объявлен в качестве ответной реакции. Однако Москва готова разрешить импорт сельскохозяйственной продукции из ЕС лишь в том случае, если Брюссель первым отменит штрафные меры. Для Путина важно, чтобы критические голоса по поводу санкций внутри ЕС становились все громче.
Венгрия еще не пользовалась своим правом вето, чтобы приостановить санкции против России. В последний раз их единогласно продлили на шесть месяцев в январе. Однако если при Трампе позиция США по этому вопросу изменится, то, по-видимому, вскоре увеличится скептицизм и в ЕС. Вашингтон в качестве реакции на аннексию Крыма объявил о штрафных мерах в отношении близких к Путину политиков и предприятий.
Симптоматично, что российско-венгерская правительственная комиссия по экономическому сотрудничеству постоянно продолжала работать, несмотря на санкции, подчеркнул советник Путина Юрий Ушаков перед визитом в Будапешт. Вместе с Путиным в поездку в Венгрию отправились в том числе и руководитель государственного атомного концерна «Росатом» Алексей Лихачев, и министр энергетики Александр Новак. Уже сейчас Венгрия импортирует из России около 60% своего природного газа и 75% своей нефти. Крупные энергетические проекты, такие как «Пакш», должны еще сильнее привязать члена ЕС и НАТО к России.