Череда событий предшествовала обострению ситуации на Донбассе. Переговоры президента Украины Петра Порошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель прошли сразу после ее телефонного разговора с президентом США Дональдом Трампом. Немецкий канцлер опередила Владимира Путина, который говорил с Трампом после о борьбе с ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации) в Сирии и об Украине, но не о санкциях.
Порошенко пришлось прервать свой визит в ФРГ из-за эскалации ситуации в Авдеевке. После Совбез ООН выразил ожидаемую обеспокоенность, а Вашингтон запоздало повторил всем известную «мантру» о необходимости выполнения Минских соглашений. Пока ситуация в Авдеевке обостряется, Кремль говорит о необходимости скорого диалога США-РФ. Какой поддержки от Германии и ЕС стоит ждать Украине в ситуации нарастания напряженности на Донбассе и допустят ли в Европе «большую сделку» Трампа и Путина, рассказывает Андреас Умланд, немецкий политолог, старший научный сотрудник Института евроатлантического сотрудничества в Киеве.
В ответ на эскалацию конфликта на Донбассе могут быть ужесточены санкции против России. Это один из способов противодействия агрессии на Востоке Украины. Но Германия, лидирующая страна в ЕС, в отношении санкций не может проводить национальную политику, ее намерений для таких действий недостаточно. Такая политика проводится на уровне ЕС. Со стороны Германии не стоит Украине рассчитывать на какую-либо военную поддержку, она, скорее всего, будет политическая, дипломатическая.
Западная поддержка Украины была бы куда больше, если бы в стране проводились более решительные реформы. Имидж Украины за последние три года не сильно изменился. Да, фиксируются реформы, но страна все еще воспринимается как коррумпированное, олигархическое государство. Это частично объясняет сдержанность и Германии, и других стран в оказании помощи Украине.
Многие наблюдатели уже указывали на то, что обострение на Донбассе, в Авдеевке, связано с тем, что в Кремле верят в недееспособность США во внешнеполитической сфере, так как внутри администрации Белого дома есть разные позиции относительно российско-украинского конфликта. И такое понимание Москвой ситуации могло стать главной причиной российских действий на Донбассе.
Эскалация, возможно, также связана с поездкой Порошенко в Германию, чтобы показать Берлину, какой у России есть военно-политический потенциал, и чтобы предотвратить какое-то сближение между Германией и Украиной. Другие обсуждают сегодня, что причиной эскалации может быть подготовка Россией почвы для возможного заключения «большой сделки» между Трампом и Путиным. Однако время таких сделок прошло, своего рода «Ялты-2», скорее всего, не будет. Не могу себе представить, что США и РФ могут договориться о судьбе Украины без ее участия.
То, что могла бы сделать Украина со своей стороны, чтобы как-то выйти из этой ситуации — это развивать идею сотрудничества со странами Восточной Европы — от Балтии до Черного моря. Со странами, которые имеют одну и ту же проблему — путинскую Россию.
Ключевая страна — Польша, которая в общем с большим сочувствием относится к Украине. Но за последние два года, к сожалению, между странами развился конфликт в связи с политикой памяти, которую проводит Украина.