Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 10,00 процента годовых.
Ниже следуют комментарии аналитиков:
Дмитрий Полевой, ING
«Кажется, что Центробанк был вынужден (в связи с инициированной Минфином неопределенностью) подготовить рынок к более жесткой, относительно ожиданий без учета фактора Минфина, монетарной политике. Это подтверждается тем фактом, что оценка инфляции остается очень осторожной, хотя индекс потребительских цен недотягивал до прогнозов.
…Между строк можно прочитать посыл: покупка валюты (по инициативе Минфина) сулит риски недостижения цели по инфляции в 4 процента в 2017 году, чего нельзя допустить, особенно, когда экономика демонстрирует результаты выше ожиданий. Поэтому жесткая политика на более длительный срок — это естественная реакция, чтобы не растерять кредит доверия. И возрастают риски смещения первого в этом году снижения ставки с марта, или же размах снижения будет меньше, если курс рубля и инфляция позволят сделать это в марте».
Ольга Лапшина, Nordea
«По всей видимости, ЦБ РФ решил в этот раз перестраховаться и оценить дальнейшие перспективы замедления инфляции, в том числе, в связи с покупками валюты на открытом рынке со стороны Минфина. При этом в пресс-релизе ЦБ РФ приветствует применение Минфином «переходного бюджетного правила» и отмечает его позитивное влияние на поддержание макроэкономической стабильности.
Таким образом, связывать некоторое ужесточение тона пресс-релиза исключительно с возобновлением покупок валюты на рынке со стороны Минфина, на мой взгляд, не стоит. Особенно учитывая тот факт, что динамика потребительской инфляции в течение последних недель была весьма умеренной. Также, исторически Минфин уже выходил на рынок, и оценить результаты от данных покупок в целом возможно.
Напомним, что в мае-июле 2015 года объем ежедневных покупок Минфином валюты на открытом рынке был в среднем в 2 раза выше озвученных сегодня планов на февраль 2017. При этом цена на нефть на рынке была также существенно выше и составляла порядка $64-65 за баррель. В этой связи можно предположить, что ЦБ РФ полностью не исключает возможность и собственного выхода на рынок для пополнения резервов в перспективе ближайших месяцев, в этом ключе ужесточение риторики пресс-релиза выглядит более обоснованным. Также возможно, что регулятор переносит снижение ставки на второй квартал в связи с желанием оценить дальнейшие перспективы динамики цен на нефть, а также, возможно, первые данные по урожаю в 2017 году, ведь существенная часть замедления инфляции в 2016 году по мнению ЦБ, связана с рекордным урожаем с/х продукции, который мог быть «временным фактором».
Владимир Евстифиев, банк Зенит
«Заседание Центробанка прошло в ожидаемом ключе. Регулятор оставил размер ключевой ставки на уровне 10 процентов. Инфляционная риторика практически не изменилась: годовые темпы роста потребительских цен замедляются, однако риски достижения целевого уровня в 4 процентов в текущем году остаются повышенными. Фраза об уменьшении потенциала снижения ключевой ставки является в большей степени неожиданной и, вероятно, связана с возобновлением покупки валюты. Таким образом, вероятность смягчения процентной политики в марте существенно снижается».
«Риторика Центробанка поменялась, он явно дает понять, что в марте на снижение ставки рассчитывать нечего. Я считаю, что это напрямую связано с интервенциями Минфина: объем в 113 миллиардов рублей вместе со структурным профицитом ликвидности в размере чуть меньше 200 миллиардов (по оценке ЦБ) означает его рост в полтора раза, такой чистый денежный приток — это чувствительно, и этот эффект будет накапливаться.
Еще в пресс-релизе ЦБ обращает внимание комментарий про бюджетное правило. Я считаю, что интервенции, которые объявил Минфин, временной мерой — до тех пор, пока не будет разработано новое бюджетное правило. В том виде, как интервенции объявлены сейчас, мне не кажется, что схема жизнеспособна на большом отрезке времени: если допустить, что цена на нефть стабильна, то рубль на ежемесячных интервенциях будет слабее, и ежемесячно при той же цене на нефть придется покупать еще больше, и рубль будет слабее. На маленьком промежутке времени эта схема (интервенций) работает, на большом — нет, поэтому должно быть другое бюджетное правило».
Валерий Вайсберг, БК Регион
«Регулятор ожидаемо сохранил уровень ключевой ставки, однако ужесточил риторику.
Важнейшими изменениями стали заявления в поддержку решения Минфина начать приобретение валюты в соответствии с бюджетным правилом, а также о снижении потенциала снижения ключевой ставки в первом полугодии 2017 года.
На мой взгляд, решение сохранить нефтяные сверхдоходы (а значит и высокий бюджетный дефицит) в сочетании с девальвационным влиянием операций Минфина, естественным образом, снизили вероятность смягчения денежно-кредитной политики.
Таким образом, для меня решение ЦБ РФ оказалось в целом ожидаемым».
Станислав Мурашов, Райффайзен
«Решение ожидаемое. В целом тон пресс-релиза характерен для неопорного заседания, аргументы, которые ЦБ предоставил, в целом укладываются в риторику прошлых заявлений.
Добавился пассаж, что проведение интервенции не создаст препятствий для достижения цели по инфляции. Но есть риск того, что ЦБ может не достичь цели. В целом дезинфляция происходит из-за временных факторов.
ЦБ сохраняет консервативную риторику, она даже ужесточилась с последнего заседания.
По-прежнему мы считаем, что есть факторы того, что инфляция может не достигнуть 4 процентов, главным образом со стороны курса — есть проинфляционное давление из-за интервенций, начинает восстанавливаться слабый потребительский спрос по сравнению с прошлым годом. Это все в совокупности будет создавать дополнительные риски. Поэтому мы считаем, что следующие решения будут осторожными.
Раньше базовый сценарий предполагал снижение ставки в марте, теперь надо будет сместить на более отдаленную перспективу».
Владимир Миклашевский, Danske Bank
«Как мы отмечали ранее, ЦБ РФ более осторожен в отношении понижения ставки в первом полугодии, хотя регулятор говорит об отсутствии рисков из-за покупок валюты.
Похоже, что ЦБР доволен лучшими, чем ожидалось, макроэкономическими показателями и ВВП, тогда как инфляция — на правильной траектории движения к 4 процентам к концу 2017 года. Центробанк также достигает целей в отношении той модели, которую он хочет: потребители сберегают больше, несмотря на рост реальных зарплат.
Рынки и рубль воспринимают риторику ЦБР как жесткую. Регулятор отмечает высокую неопределенность в отношении внешней конъюнктуры. Это не удивительно, что ЦБ беспокоится об этом, несмотря на рост цен на нефть. Решения ФРС, которые зависят от политики Трампа, и ситуация в Китае являются важными для ЦБР, который не возражает против только небольшого ослабления рубля, а не сильного падения курса.
Рубль позитивно воспринял решение ЦБР, несмотря на сегодняшнее объявление Минфина РФ об объемах покупки валюты».
Александр Лосев, УК Спутник-управление капиталом
«Никто не ожидал, что Банк России снизит ставку, но сюрпризом стала констатация, что потенциал снижения ключевой ставки в 1 полугодии 2017 года уменьшился. В пресс-релизе появилось упоминание, что „внешнеполитическая и внешнеэкономическая неопределенность остается на высоком уровне", что отражает общие опасения рынков в отношении цикла повышения ставок ФРС США. Но самым важным фактором стал неожиданный выход Минфина на валютный рынок, что увеличивает вероятность возможной девальвации, спекулятивных атак на рубль и нового всплеска инфляционных ожиданий. Видимо поэтому Банк России, чтобы обеспечить относительную стабильность рубля, теперь будет вынужден сохранять нейтральную позицию в отношении валютного рынка и ничего пока не предпринимать в области кредитно-денежной политики».
Уильям Джексон, Capital Economics
«Решение оказалось более „ястребиным", чем я ожидал с учетом недавнего снижения темпов инфляции и ожиданий, а также экономической статистики, отражающей слабость потребительских расходов. Возможно, это частично связано с опасениями о том, что интервенции (покупка валюты) ослабят рубль, но я не думаю, что это страхи материализуются. И мы по-прежнему ждем дальнейшего снижения инфляции в этом году. На этом фоне мы полагаем, что ЦБР возобновит цикл смягчения (возможно, в марте), но будет очень осторожным».
Наталия Шилова, Бинбанк
"Решение о сохранении ключевой ставки ЦБ на фоне начала операций Минфина по покупке валюты было ожидаемым. Данные операции несут риски увеличения давления на рубль, если их объемы окажутся выше, чем ожидаемые рынком. В данных условиях регулятор не стал дополнительно повышать волатильность рынков и давление на рубль за счет снижения ставки. Мы видим вероятность, что уже на следующем заседании в марте ЦБ вернется к снижению ставки на фоне рекордно низкой инфляции, однако решения Минфина по ведению бюджетного правила могут вынудить ЦБ удерживать ставки высокими более длительное время.
На наш взгляд, инфляционные риски объективно снизились, и ЦБ это также отметил. Это отражается как в темпах роста цен, которые, по нашим оценкам к концу января приблизятся к 5 процентам (то есть тренд на снижение сохранится), так и в инфляционных ожиданиях населения, которые в декабре снизились относительно уровня ноября. Что касается внешней конъюнктуры — высокие цены на нефть способствуют сохранению благоприятных оценок по инфляции.
Однако ключевой риск в моменте — это интервенции Минфина, которые составят порядка $2 миллиардов в первый месяц и могут существенно возрасти в случае дальнейшего роста цен на нефть, что будет приводить к росту рублевой ликвидности и ограничивать перспективы укрепления рубля. Соответственно, ЦБ будет вынужден дополнительно стерилизовать данную ликвидность, и тон заявления ЦБ стал существенно жестче — регулятор отметил, что перспективы снижения ставок в 1 полугодии снизились.
Мы полагаем, что к концу 2017 года ключевая ставка снизится до 8,5-9,0 процентов. Данная оценка складывается из нашей оценки инфляции (4,5 процента к концу года) — мы ожидаем, что на фоне благоприятной внешней конъюнктуры интервенции Минфина лишь будут препятствовать укреплению рубля на фоне растущей нефти, но не смогут спровоцировать его резкое ослабление. Соответственно, слабый рост экономики и устойчивый рубль будут способствовать сохранению низкой инфляции и откроют ЦБ возможности по дальнейшему снижению ставки«.
Дмитрий Лепетиков, ВТБ24
«Банк России, как и ожидалось на рынке, сохранил ключевую ставку на уровне 10 процентов, оставшись верным своей политике. Тем не менее, комментарий к этому решению позволяет надеяться на то, что уже на следующем заседании ставка будет снижена, что сделает кредитные ресурсы доступнее как для бизнеса, так и для населения. В пользу этого говорят и рекордно низкий уровень инфляции, и устойчивость курса рубля».