Мир сотрясают непредсказуемые процессы: победа Трампа на президентских выборах в США, выход Великобритании из ЕС, ситуация на Ближнем Востоке и так далее. У меня складывается впечатление, что наступил новый геополитический период, поразительно похожий на время с 18 по первую половину 20 века. Сейчас мы поняли, что стабильность холодной войны — это скорее историческое исключение. В этой статье я хочу поразмышлять об отношении администрации Путина к администрации Трампа и Китаю в этот геополитический период, а также о российско-японских отношениях.
Идущий на сближение — слабак
Администрация Путина приветствовала победу Трампа, а также госсекретаря США Рекса Тиллерсона, которые дружески относятся к России. Возросла возможность отмены антироссийских санкций, введенных G7; позиция России в Сирии крепнет. Трамп не проявляет интереса к суверенитету и его нарушению, включая аннексию Крыма.
Скорее он стремится к тому, чтобы улучшить отношения с Россией; НАТО Трамп раскритиковал, заявив, что этот блок не соответствует времени. Также он поставил вопрос об американских базах в Японии и Южной Корее с финансовой точки зрения. Жесткую позицию в отношении Китая определяет бизнес подход Трампа, и в определенном смысле это хорошо для России.
Итак, можно ли говорить о том, что Путин уважает президента Трампа, который отрицает западные взгляды и антироссийские настроения, и возлагает надежды на российско-американские отношения? Не все так просто. На самом деле, прагматичное руководство России признает превосходство таких оппонентов, как основная фракция в Республиканской партии и Хиллари Клинтон из Демократической партии, которые выражают резко негативное отношение к России, хотя и пытается соперничать с ними.
Кремль по максимуму использует или же начинает смотреть свысока на бизнес прагматиков, которые готовы тут же изменить свою позицию, почуяв выгоду, и тех, кто готов сблизиться с Россией.
При администрации Путина часто вспоминают изречение императора Александр III: «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас». Несмотря на ограниченные финансы, военные расходы являются исключением.
Доверия к Китаю нет
Другими словами, это не означает, что Путин доверяет Трампу, который исходит из какой-либо выгоды.
Госсекретарь Тиллерсон, который вроде бы не считает Россию врагом, в ходе недавних парламентских слушаний также признал существование российской угрозы. Москва полагает, что антироссийские настроения в Республиканкой партии отразятся на политике США в отношении России.
Министр обороны США Джеймс Мэттис (James Mattis), назначенный Трампом, настроен жестко в отношении как Китая, так и России. Он сосредоточен на укреплении союзнических отношений с Японией и РК. Руководство России не верит в то, что американские войска покинут эти страны.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, которая первая встретилась с президентом Трампом, заявила, что американский лидер пообещал на 100% поддержать НАТО. Возможно, это был комплимент премьеру Мэй, которая предложила странам НАТО увеличить оборонные расходы, или же Великобритании, которая решила покинуть ЕС. Тем не менее для Путина это — ожидаемый ход событий.
К связям с Китаем Россия относится настороженно. Факт, что в Азии самое важное значение Россия придает Китаю. Это не идет ни в какое сравнение с положением Японии. Тем не менее в январе «Независимая газета» сообщила: «Россия и Китай, скорее всего, продолжат демонстрировать всему миру свои хорошие отношения. Тем не менее более 90% китайских ядерных ракет направлено на Россию, а не на США». Такое мнение на страницах газеты высказал российский военный эксперт.
Администрация Путина связана с Китаем, который является приоритетным стратегическим партнером, в тактическом плане, но не доверяет ему. Некоторые эксперты полагают, что премьер Абэ сближается с Россией, чтобы не допустить китайско-российского сближения, однако я сомневаюсь в успехе этого начинания, к тому же подобные заявления переоценивают влияние Японии.
Японии опасно подаваться вперед
Итак, что касается российско-японских отношений, то меня беспокоит два аспекта. Во-первых, в правительстве нет единой точки зрения по поводу переговоров по мирному договору. Позиции администрации Абэ и МИД не совпадают. Даже в МИД нет четкого разграничения между принципами и правилами Японии по территориальному вопросу и основным направлением переговоров. Подробный анализ этой проблемы я сделаю в одной из следующих статей.
Во-вторых, меня беспокоят оценки российско-японской встречи на высшем уровне, состоявшейся в декабре прошлого года, а также то, что Япония идет на поводу у России. Один из азиатских дипломатов, работающих в Японии, так охарактеризовал мне поведение японской стороны: «Оно напоминает безумно влюбленного мужчину».
Результат встречи глав России и Японии заключается только в экономическом сотрудничестве (хотя и в этой сфере достижений немного). Подвижек по территориальной проблеме вообще не было. При этом администрация Абэ гордится результатами: совместная хозяйственная деятельность и соглашение по увеличению количества поездок коренных жителей на острова.
Что касается совместной хоздеятельности, то Россия настаивает на том, чтобы она осуществлялась по российским законам. Кремль не признает «особую систему», хотя премьер Абэ и МИД утверждают, что такое соглашение было достигнуто. Заявление для прессы, подготовленное Россией и Японией, как и предполагалось, допускает двоякое толкование. Исходя из формулировок японской стороны, можно подумать, что подвижки по территориальной проблеме были, хотя российская сторона так не считает, и часть экспертов, а также журналистов поверила в эти заявления.