Россияне решают вполне конкретную задачу, что история про смену флагов в Крыму в феврале-марте 2014 года — не аннексия, а добровольное дело самих крымчан вне зависимости от национальности и языка. Оккупанты пытаются продемонстрировать, что в Крыму представители самых разных национальностей довольны новой реальностью. Россия же в свою очередь пытается делать вид, что готова удовлетворять потребности всех жителей украинского полуострова вне зависимости от их национальности и языка.
Это такая попытка приватизации крымских украинцев, которая позволит российскому дипломатическому ведомству говорить «вот посмотрите в Крыму все культурные потребности всех граждан удовлетворены. Вот есть крымско-татарский телеканал, есть и украиноязычная газета». Но это не более, чем подмена. Ведь аннексия не перестает быть аннексией, если оккупант начинает притворяться овцой с напяленной на себя овечьей шкурой.
Точно же такая стратегия будет реализована в аннексированном Россией украинском Крыму. Несмотря на то, что формально в так называемой Конституции, которая была утверждена РФ в Крыму после аннексии, прописано три языка — русский, украинский и крымско-татарский, на самом деле будет тотальное доминирование русского языка во всех сферах общественной жизни. А украинский и крымско-татарский будут оставаться языками формального присутствия.
И да, я вполне могу представить, что газета на украинском языке появится на территории полуострова демонстративно. Повторюсь, это даст возможность российским чиновникам заявлять, что все культурные права крымских украинцем удовлетворены.
В Крыму Россия борется с украинскими политическими проявлениями, преследуя тех граждан, которые солидаризируются с украинским политическим пространством. Но при этом для самой России было бы удобно развести украинское национальное и украинское политическое, чтобы показать: украинское национальное возможно в рамках РФ.
Об этом порой говорят российские спикеры на разных ток-шоу, что если вернуть Украину в состав России, то ее национальный язык будет развиваться и все будут жить одним общим государством. Конечно, что все это ложь, но Россия продолжает жить самоощущением империи и подобная публичная декларация — вполне естественна и закономерна.