Больше денег и более качественное вооружение для сил безопасности — вот чего ливийские политики по привычке ожидают от своих западных сторонников. Фаиз Сарадж (Fayez Sarradsch), глава навязанного ООН правительства национального единства, не является исключением. Свой недавний визит в Брюссель в преддверии саммита глав государств ЕС на Мальте он использовал для того, чтобы дать понять европейцам, а также НАТО, что они должны принимать более активное участие в событиях в Ливии, если хотят добиться мира в стране и сдержать поток беженцев. То, что Сарадж станет тем политиком, под чьим руководством будут закрыты границы Ливии для банд контрабандистов, в ближайшей перспективе остается лишь на уровне желания, даже если помощь Запада окажется более щедрой.
В Триполи шутят: «Он даже столицу не может удержать под контролем». Жители города сообщают о столкновениях конкурирующих групп ополченцев. Как он собирается перекрыть точки пересечения границы на юге страны или на побережье? «Как на диком западе», — говорит проживающий в центре Триполи молодой человек, беседуя по телефону. С точки зрения безопасности обстановка скорее будет только ухудшаться, а не улучшаться. «С утра никогда не знаешь, что произойдет», — говорит один из местных жителей. Все воюют друг против друга.
Группировки ведут борьбу за власть в Ливии
Это непростое сочетание политических «окопных боев» и преступности, превратившееся в мутную гремучую смесь. Политические разногласия, в свою очередь, за последнее время скорее обострились. Правительство национального единства во главе с Сараджем все еще не добилось контроля над всеми министерствами. Провозглашенное по результатам недавних выборов правительство на востоке Ливии не признало кабинет Сараджа. Старое, формируемое главным образом исламистами оппозиционное правительство еще не полностью выпустило столицу из своих рук. Только в январе войска этих сил попытались взять под свой контроль несколько правительственных зданий, в частности, здание министерство обороны. Существует даже опасность разжигания гражданской войны между востоком и западом.
«Вполне возможно, что масштабы применения силы будут расти», — предполагает Мохамед Эльарх (Mohamed Eljarh), сотрудник научного центра Атлантического совета, проживающий на востоке Ливии. Там усиливается влияние военачальника и командира так называемой «национальной армии» Халифа Хафтара (Chalifa Haftar). Он намерен захватить власть над всей Ливией. Но на западе страны Хафтара ненавидят. На политиков и ополченцев из города Мисурата, основного центра средоточия власти на западе страны, он действует, как красная тряпка на быка. Там умеренные силы поддерживают правительство национального единства по прагматическим соображениям. Но с тех пор, как «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещенная в России организация — прим. ред.) потерпело поражение в Сирте, в бывшем бастионе восстания против режима Каддафи в рядах радикальных сил все чаще задумываются о том, чтобы пойти на конфронтацию с Хафтаром.
Путин поддерживает командира Хафтара
«Военный совет города раскололся», — говорит Эльарх. Но есть ополченцы, которые пытаются втянуть город в войну против Хафтара. На востоке уже размещаются бригады джихадистов, возглавляемые выходцами из Мисураты и поддерживаемые силами города. Когда один высокий чиновник мисуратского военного совета нанес визит этим бригадам, он был настолько тяжело ранен в результате атаки военно-воздушных сил Хафтара, что ему пришлось ампутировать руку. Нужно во что бы то ни стало предотвратить подобные инциденты, утверждает Эльарх. Он призывает к тому, чтобы усадить стороны конфликта за стол переговоров.
У генерала Хафтара — отличная позиция для переговоров, ведь он заполучил себе в сторонники влиятельного политика: российского президента Владимира Путина. В его представлении Ливия символизирует якобы затеянную Западом «цветную революцию», а с другой стороны, слабость его временного заместителя на президентском посту Дмитрия Медведева, позаботившегося о том, чтобы Россия не наложила вето на резолюцию, санкционировавшую военное вмешательство Совета Безопасности ООН в войну в Ливии. В результате свержения режима Каддафи Москва, должно быть, лишилась контрактов на вооружение, обеспечение инфраструктуры, а также контрактов в области энергетики, на сумму как минимум в четыре миллиарда долларов.
Хафтар учился в Советском Союзе
Со временем Ливия превратилась в символ провала западных противников и вместе с тем стала отличной опорой для расширения геополитического влияния России. Так, хоть Кремль официально и поддерживает правительство национального единства Сараджа, но не упускает возможности указать на неэффективность действий ООН по урегулированию конфликта в Ливии, тем самым все больше поднимая престиж Хафтара. Самопровозглашенный фельдмаршал — старый знакомый, для разговора с которым не нужен переводчик: хоть Хафтар в 80е годы прошлого века эмигрировал в США и прожил там до 2011 года, в 70е годы он проходил обучение в советских военных учреждениях.
В среду новостное агентство Reuters сообщило о том, что 70 раненых солдат Хафтара прибыли в Москву для лечения, они были доставлены из Бенгази в Египет, а оттуда в Россию. Эту помощь, судя по всему, продолжат оказывать. По заказу Центрального банка Ливии на востоке страны Россия напечатала около четырех миллиардов ливийских динаров (2,65 миллиарда евро), чтобы компенсировать дефицит наличных средств, от которого страдает вся страна.
Борьба с терроризмом по сирийской модели
В июне, а также в конце прошлого года, генерал гостил в Москве и, помимо всего прочего, беседовал с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, министром обороны Сергеем Шойгу, а также с пользующимся авторитетом секретарем Совета национальной безопасности Николаем Патрушевым. В конце сентября Хафтар отправил в российскую столицу доверенное лицо: Абдель Бассет аль-Бадри (Abdel Basset al Badri), посол Ливии в Саудовской Аравии, потребовал, как сообщалось в близком к Кремлю издании «Известия», развязывания военной операции против исламистов по сирийской модели.
11 января Хафтар лично поднялся на борт судна «Адмирал Кузнецов», единственного российского авианосца, остановившегося в восточно-ливийском городе Тобрук на обратном пути из Сирии по завершении там военной операции. Хафтара приветствовали с воинскими почестями, а затем, как сообщили в министерстве обороны России, на борту судна состоялась видеоконференция ливийского командира и Сергея Шойгу по вопросам борьбы с терроризмом, а также Хафтар мог лицезреть мастерство пилотажа российских военных летчиков. НАТО раскритиковали этот визит, поскольку международное сообщество признает только правительство национального единства в Триполи, и «взаимодействие лишь с одной стороной не принесет никакой пользы».
Поставки оружия из Москвы?
В ходе этого взаимодействия неоднократно сообщалось о запросах на поставку оружия, эти сообщения Москва официально комментировала, делая акцент на том, что Россия соблюдает эмбарго на поставку оружия Ливии, введенное ООН в 2011 году. После того, как Хафтар посетил «Адмирал Кузнецов», поддерживающий его противников интернет-портал middleeasteye. net со ссылкой на алжирский источник сообщил о том, что Москва собирается обеспечить Хафтара бронированными машинами, боеприпасами и приборами слежения — все это при посредничестве Алжира, чтобы обойти оружейное эмбарго.
Это государство — старый союзник России; власти Алжира действительно не раз прилагали усилия для того, чтобы добиться равновесия и политического урегулирования ливийского конфликта. Алжир также соответствующим образом оказывал влияние на Египет, поддерживавший Хафтара и в последнее время сблизившийся с Россией.
Евросоюз беспокоится о посредничестве в Ливии
Взаимодействие Москвы и Хафтара все сильнее настораживает и Евросоюз: на мальтийском саммите ЕС дипломаты выражали беспокойство по поводу того, что Россия может свести на нет все усилия по установлению посредничества в Ливии. Евросоюз призвал все стороны к активному участию в выполнении условий соглашения ООН по урегулированию конфликта в стране, сообщил один из членов Комиссии в четверг, не упоминая Россию напрямую. Как и в случае с Сирией, Европа, ввиду большого потока мигрантов, оказалась под давлением, и Москва может использовать данное обстоятельство в качестве дополнительного потенциала для шантажа.
Мохамед Эльарх на данный момент считает, что Путин скорее (пока еще) попытается проявить себя в качестве посредника и центральной политической силы, чем окажет поддержку Хафтару в его кампании по захвату всей территории Ливии. На это также указывают сообщения о том, что Москва и Каир способствовали организации встречи Сараджа и Хафтара. На днях Сарадж подтвердил в интервью итальянской газете Corriere Della Sera, что в скором времени он встретится с генералом Хафтаром. Спикер российского Министерства иностранных дел в пятницу сообщила о том, что Сараджа в этом месяце ожидают с визитом в Москве. Официальный представитель МИДа подчеркнула, что ажиотаж вокруг контактов Москвы с генералом Хафтаром в иностранных СМИ «искажает объективную картину». Россия проводит работу «с обоими центрами силы в Ливии».