В Баткенской области на юге Киргизии есть село Бешкент, 12 тысяч жителей которого пьют воду из ирригационного канала — арыка. Вода в арыках часто бывает загрязнена продуктами жизнедеятельности животных, а также мусором и отбросами.
Главному врачу бешкентской сельской больницы Абиду Мадалиеву часто приходится лечить страдающих от гепатита, инфекций желудочно-кишечного тракта и бруцеллеза, который передается от больных животных людям через зараженную воду. Уровень болезней желудочно-кишечного тракта в селении в два раза превышает средний показатель по стране.
По словам Мадалиева, хотя новорожденным делают прививки, он ежемесячно регистрирует около 20 случаев заболевания гепатитом. Проблема с вызываемыми зараженной водой болезнями «особо остро стоит осенью, когда опадающая листва вызывает в арыках развитие бактерий», — сказал он.
Проблема дефицита чистой питьевой воды остро стоит в сотнях селений по всему Киргизии. В стране каждый год регистрируется 30 тысяч случаев острых кишечных инфекций, 24% из которых связаны с заражением паразитами. До 86% случаев заболевания тифом происходят в селах, где нет доступа к чистой питьевой воде. Особо тяжелая ситуация сложилась в Баткенской области, расположенной на границе с Таджикистаном и Узбекистаном.
«Если бы у нас была централизованная система и водоочистительная станция, мы могли бы очищать воду при помощи хлора, и заболеваемость, несомненно, сократилась бы», — отметил Мадалиев.
Для создания новой инфраструктуры местным жителям приходится искать деньги самостоятельно. По правилам, для получения помощи от Всемирного банка, ПРООН и прочих инвесторов людям сначала необходимо собрать начальный капитал из собственных средств.
По словам Владимира Гребнева, координатора программы ПРООН «Охрана окружающей среды для устойчивого развития» в Киргизии, именно со сбором начального капитала обычно и возникают трудности.
Каныбек Алимбеков, гидроинженер и политик из Бешкента, возглавляет группу людей, пытающихся добиться обеспечения чистой водой жителей селения. За последние 10 лет сельским властям удалось скопить около 12 тысяч долларов (или 5% от общей суммы предполагаемых затрат) на прокладку 20-километрового трубопровода и сооружение водоочистительной станции. Но из-за роста цен и прочих экономических факторов проект застопорился.
Гребнев заявил, что требование о сборе средств местными жителями является трудновыполнимым. По его словам, местные власти в состоянии внести средства, но в бедной стране вроде Киргизии жители не в состоянии самостоятельно профинансировать такие инфраструктурные проекты.
«В селениях с населением 5 тысяч человек инфраструктура водоснабжения может обойтись в 200 тысяч долларов», — объяснил Гребнев.