За последние недели бои на Украине вновь возобновились. Бури в международной политике заставляют Россию и Украину укреплять свои позиции. История никогда не повторяется, но в воздухе слышны отзвуки 1930-х годов. Исторический опыт Финляндии помогает пролить свет на ситуацию на Украине.
Осенью 1939 года Советский Союз потребовал от стран Прибалтики и Финляндии разрешения на размещение советских военных баз на их территориях. Требования основывались на секретной договоренности Германии и Советского Союза о разделе сфер интересов, о чем остальные страны тогда не имели точной информации. Последствия были ужасающими: государственные границы не учитывались, человеческие жизни никто не щадил. То, что Финляндия избежала судьбы, уготованной ей великими державами, заслуженно стало неотъемлемой частью национальной истории.
В октябре-ноябре 1939 года представители Финляндии трижды встретились в Москве со Сталиным и министром иностранных дел Молотовым, чтобы обсудить предложение Советского Союза. В ходе переговоров выяснилось, что идеи проводить переговоры изначально не было. Восточный сосед ждал, что Финляндия согласится прислушаться к требованиям, основывающимся на «легитимных интересах ее безопасности». Страны Балтии уже согласились на такой шаг.
Глава финской делегации Юхо Кусти Паасикиви (Juho Kusti Paasikivi) готов был согласиться с требованиями, но правительство не прогнулось. В конце ноября началась война.
В то же время в странах Прибалтики были созданы советские военные базы. Еще во время Зимней войны многие эстонцы и финны считали, что Эстония, пожалуй, выбрала из двух зол наименьшее. Она избежала войны и смогла сохранить независимость — еще тогда. Президент Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) в 2007 году извинялся в ходе своего визита в Хельсинки за то, что во времена Зимней войны советские базы в Эстонии использовались для нанесения воздушных ударов по Финляндии.
Если бы Финляндия приняла в 1939 году соглашательскую позицию Паасикиви, с ней произошло бы то же самое, что и со странами Прибалтики.
В годы холодной войны Финляндия достигла вершины мастерства в политике соглашательства. И это хождение по острию бритвы тоже стало существенной частью истории Финляндии. Стране удалось отразить попытки СССР присоединить ее к восточному блоку.
Вопрос в том, сколько для этого пришлось пресмыкаться и проводить линию гибкой демократии. В любом случае, успех был достигнут в ситуации настолько напряженной, что подобный трюк едва ли удался бы в подобной ситуации какой-нибудь другой стране.
В последние годы подобная политика соглашательства была предложена Украине. Еще на начальных стадиях конфликта России и Украины в 2014 году американские реалисты во главе со Збигневом Бжезинским предлагали Украине следовать примеру нейтралитета Финляндии (не обращая внимания на тот факт, что Финляндия отказалась от политики нейтралитета уже 20 лет назад, сразу, как только представилась возможность).
Финляндия негативно отнеслась к предложению быть историческим примером для Украины. Здесь не хотят поддерживать схему, в которой крупные державы договариваются между собой о судьбе небольших государств.
Наверное, здесь также не хотят, чтобы кто-нибудь, включая другие государства, обращал особое внимание на то, что у Финляндии и Украины в географических и исторических вопросах много общего.
Я часто слышал в ходе непубличных бесед надежды на то, что Украина сама может занять позицию нейтралитета и пойти на уступки по отношению к России. В некоторых странах Европы особую поддержку получила идея того, что таким образом конфликт можно будет решить, мучительный фактор в отношениях Запада и России исчезнет, а суверенитет Украины сохранится.
Сейчас существует огромная опасность того, что великие державы попробуют вынудить Украину прийти к такому же решению, но более дорогой ценой. С другой стороны, возможно, что под руководством Дональда Трампа (Donald Trump) США тоже решат сопротивляться стремлениям России сильнее, чем раньше, если поймут, что не получат приличной компенсации за возможную уступку.
Похоже, что ни у кого нет хороших идей касательно того, что Путин мог бы предложить Трампу.
Украинцам стоит подумать, на какие уступки страна готова пойти, когда придет момент заключения мира. Однако у Украины нет причины доверять тому, что Россия уважает ее нейтралитет. Россия считает, что Украина входит в сферу ее интересов, и последние несколько лет действует соответственно. Уже три года Украина продолжает отстаивать свою независимость.
На Украине Финляндия известна в первую очередь из-за Зимней войны. Финляндия сохранила свою независимость в течение ста лет не потому, что придерживалась политики соглашательства, а потому, что не зашла в этом слишком далеко.
Автор статьи Кристи Райк — старший исследователь в Институте международных отношений Финляндии (Ulkopoliittinen instituutti, UPI)