В ходе выступления на всеяпонском собрании, приуроченном к возврату островов, премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил: «У меня и у президента Путина есть стойкое намерение положить конец проблеме, которая существует все послевоенное время». Понятен энтузиазм премьера, который хочет собственными руками сдвинуть с мертвой точки проблему «северных территорий».
Проблема в том, приведет ли его подход к возврату четырех северных островов.
Президент Трамп высоко отзывается о президенте Путине. Вопрос в том, как будут воспринимать Россию и относиться к ней западные страны? Также нельзя забывать, что иностранные государства внимательно наблюдают за позицией Японии на переговорах с Россией.
В ходе совещания на уровне заместителей министров иностранных дел России и Японии, которое прошло 1 февраля, стороны договорились в марте начать обсуждение совместной хозяйственной деятельности на четырех островах.
Во время встречи в декабре прошлого года в Японии президент Путин и премьер Абэ уже определились с основным курсом.
Непозволительно в данной ситуации не прояснять позицию по суверенитету для того, чтобы показать, что переговоры якобы развиваются.
Дело в том, что если начать экономическое сотрудничество в таком виде, это только улучшит жизнь россиян, живущих на островах, и будет способствовать укреплению фактического контроля России над территориями.
СССР незаконно захватил «северные территории», нарушив Советско-японский пакт о нейтралитете. Нельзя развивать переговоры, скрывая этот факт.
И Россия, и Япония считают, что отсутствие мирного договора — это ненормально. Тем не менее еще более ненормально то, что Россия продолжает незаконно владеть островами.
Президент Трамп, не скрывающий свою пророссийскую позицию, проявляет интерес к отмене антироссийских санкций, связанных с аннексией Крыма.
Однако, можно ли нормально относится к тому, что с течением времени американский лидер забывает о штрафных санкциях в отношении страны, которая нарушила международные правила, несмотря на то, что поведение этой страны не меняется?
С точки зрения изменения статуса-кво силой у аннексии Крыма и проблемы «северных территорий» — одни корни. Что скажет премьер Абэ президенту Трампу по поводу антироссийских санкций? Если он готов поддержать отмену ограничений, ему будет сложно объяснить соответствие этого шага дипломатии ценностей, которая проводилась в течение длительного периода.