Александр, одетый в джемпер с рождественскими оленями, сидит в рижском баре. Он пришел, чтобы рассказать удивительную историю. По его словам, он последний оставшийся на свободе член самой скандальной в России банды хакеров и разоблачителей.
«Шалтай-Болтай» почти три года терроризировал российских чиновников, сочетая методы хакерского взлома, утечек информации и шантажа, и при этом сохранял непроницаемую завесу анонимности. Эта группа размещала в сети образцы электронной переписки чиновников, чью почту им удавалось взломать, а остальное выставляла на продажу. После этого инкриминирующую информацию мог выкупить отправитель писем или его враги.
Но в середине декабря язвительная лента новостей «Шалтай-Болтая» внезапно смолкла, а в конце января российские средства массовой информации рассказали об аресте основателя этого проекта по имени Владимир Аникеев.
Это дело стало еще более интригующим, когда СМИ сообщили о задержании двух высокопоставленных руководителей из ФСБ, занимавшихся вопросами кибербезопасности, а также специалиста из российской фирмы кибербезопасности «Лаборатория Касперского». Источники проинформировали российские СМИ о том, что офицерам из ФСБ предъявлено обвинение в работе на ЦРУ, а также связали это дело с «Шалтай-Болтаем».
Данные аресты вызывают удивление, потому что произошло это почти сразу после того, как американские спецслужбы указали пальцем на российскую разведку, обвинив ее в хакерских атаках на Демократическую партию, осуществленных в частности для того, чтобы помочь Дональду Трампу победить на выборах. Чем был «Шалтай-Болтай»: каналом для передачи информации ЦРУ? Или два этих дела смешали для того, чтобы скрыть правду о причинах задержания агентов ФСБ? Мельница слухов завертелась с бешеной скоростью, и каждый день стал приносить новые утечки и новые теории разной степени правдоподобности.
Затроллить Кремль
И тут появляется 39-летний Александр, попросивший пока не называть его фамилию. Полностью проверить его рассказ на соответствие действительности невозможно, но он показал экранный снимок переписки 2015 года между Guardian и этой хакерской группой, а также фотографии, на которых он снят вместе с Аникеевым. Он также совершенно верно заметил, что когда автор этой статьи в 2015 году встречался с представителем «Шалтай-Болтая» на борту корабля в одной из европейских столиц, они пили виски.
По словам Александра, он знаком с Аникеевым более 10 лет, и этот человек был главным организатором и вдохновителем проекта. В конце 2013 года Аникеев, работавший в одном санкт-петербургском агентстве, которое специализировалось на «черном пиаре», предложил ему совместно создать новый сайт, чтобы размещать там украденную переписку высокопоставленных чиновников. Александру к тому времени надоело заниматься маркетингом в компании связи, и он согласился.
«Я думал, что было бы неплохо затроллить Кремль и попытаться что-то изменить в стране, — сказал Александр. — Но он [Аникеев] также сообщил, что мы параллельно можем заработать на этом деле». Первая разоблачительная информация, опубликованная «Шалтай-Болтаем», действительно имела политический подтекст. Это были письма, в которых подробно рассказывалось о причастности Москвы к разжиганию беспорядков на востоке Украины.
Александр заявил, что Аникеев не был выдающимся хакером («Он не знал даже, как правильно пользоваться VPN-соединением, и мне пришлось ему показывать»). Он просто платил анонимным хакерам на веб-форумах за пароли от почтовых ящиков российских чиновников.
Как рассказал Александр, его работа заключалась в анализе переписки и в написании блогпостов. Аникеев платил ему долю от ежемесячного заработка, зависевшую от того, каких успехов добивался сайт. Время от времени они встречались лично, зачастую в Таиланде, но в остальных случаях обменивались кодированными сообщениями. По оценкам Александра, за три года работы сайта его доход составил от одного до двух миллионов долларов.
Со временем характер деятельности «Шалтай-Болтая» изменился, и хакеры перешли от политических заявлений к элементарному вымогательству.
Эта группа пользовалась «информационной биржей», созданной анонимной третьей стороной, чтобы продавать свой товар за биткойны. Хакеры не знали, кому продают информацию: жертве своих взломов или кому-то еще.
«Мы — такие же, как WikiLeaks, но у нас люди могут получить солидное вознаграждение за свою информацию», — сообщил анонимный автор в ответ на письмо, направленное на адрес информационной биржи. Он (она) также подтвердил, что Александр был членом «Шалтай-Болтая».
Арест Аникеева
Александр рассказал, что в прошлом году Аникеев отправился в Россию на встречу с сотрудником ФСБ, получив гарантии безопасности. Этот сотрудник заявил, что «Шалтай-Болтай» может продолжать свою работу, однако при этом ФСБ должно иметь право вето, а также возможность устраивать через этот сайт утечки информации.
Александр заявил: «Аникеев рассказал мне, что ФСБ известно, кто мы такие, но они нас не тронут, если мы станем с ними сотрудничать».
В ноябре Аникеев снова поехал в Россию, но на сей раз его арестовали. Возможно, договоренность сорвалась, а может, его поймали агенты другой спецслужбы. О конкуренции между многочисленными российскими спецслужбами хорошо известно.
Спустя несколько дней после исчезновения Аникеев вышел на связь с Александром и сообщил, что его освободили, а «Шалтай-Болтай» продолжит свою работу. «Но по условиям договоренности мы должны были базироваться в Москве, и он предложил мне перебраться туда», — сказал Александр.
Это было довольно странно, и поэтому Александр спросил, не оказывают ли на Аникеева давление. Тот сказал, что нет, и не использовал специальное кодовое слово, которое должен был произнести в случае ареста.
Дабы убедиться в том, что Аникеев действительно на свободе, Александр попросил его сходить в Москве во французское кафе «Жан-Жак», сделать там селфи, а также сфотографировать чек. Спустя пару часов Аникеев отправил ему эти фотографии. Затем Александр позвонил в кафе и спросил официантку, сколько человек сидело за столиком номер пять, который был указан в чеке. Один человек, ответила она.
После этого Аникеев ежедневно появлялся в сети на пару часов. Два других члена этой группы переехали в Москву, однако Александр по-прежнему сомневался. «Почему-то вся эта история воняла, как тухлая рыба. Я сказал ему, что в Москву не поеду, и что я увольняюсь».
Видимо, два остальных члена этой группы сейчас находятся под арестом. В декабре Аникеев пропал, а аккаунты «Шалтай-Болтая» перестали функционировать. Александра заблокировали. А в конце января появились новости об арестах.
«Шалтай-Болтай» и недостающие кусочки головоломки
По словам Александра, в тот момент он был в Азии, но на прошлой неделе приехал в Эстонию. Правда, перед этим он связался с проверенным человеком и попросил его за деньги просмотреть системы Интерпола и проверить, не внесла ли его Россия в списки разыскиваемых лиц. На встречу с корреспондентом Guardian он приехал в Ригу. По словам Александра, он хочет попросить в Эстонии убежище и уже связался с журналистами, с которыми в прошлом встречались члены «Шалтай-Болтая».
Если рассказ Александра правдив, то он является важным кусочком в головоломке под названием «Шалтай-Болтай». Но остается еще очень много пробелов и недостающих звеньев.
Пытался ли Аникеев заманить своих друзей и коллег в московскую ловушку? Был ли он связан с арестованными людьми из ФСБ, и каким образом? И может ли быть простым совпадением то обстоятельство, что как только американская разведка обвинила Россию в хакерских действиях на выборах, по обвинению в измене были арестованы два высокопоставленных руководителя из спецслужб, которые якобы передавали секретную информацию американцам?
Адвокат Аникеева Руслан Коблев рассказал Guardian, что по его мнению, тот находится за решеткой с момента ареста в ноябре. Это указывает на то, что все контакты с другими людьми Аникеев осуществлял под наблюдением контрразведки. В ноябре Коблев говорил с Аникеевым по телефону, и у него возникло твердое убеждение, что тот находится под стражей.
Коблев сказал, что Аникеев на словах согласился с обвинением в неправомерном доступе к компьютерной информации, однако отрицал связь с делом о госизмене.
«Нет никакой связи с делом ФСБ; я очень встревожился, когда увидел эту информацию в СМИ. Я спросил его [Аникеева], есть ли какая-то связь, а он ответил, что даже не знает этих людей. Это разные дела», — заявил Коблев. Он добавил, что следователи по двум делам — тоже разные.
Это подтверждает адвокат Иван Павлов, специализирующийся на делах о государственной измене. По его словам, он защищает одного из обвиняемых по этому делу, однако Павлов не сказал, кого именно. Он заявил Guardian, что не может поделиться подробной информацией об этом деле, однако подтвердил, что американская разведка в нем фигурирует. Павлов добавил, что его клиент намерен отвергнуть обвинение.
«В тех документах, с которыми я ознакомился, нет упоминания о „Шалтай-Болтае"», — сказал он.
По мнению Александра, теоретически арестованные сотрудники ФСБ могут быть теми людьми, с которыми Аникеев встречался в мае прошлого года. «Он мог знать этих людей из ФСБ, но я не могу поверить, что их арестовали только за это. Похоже, там дела посерьезнее», — сказал он.
Говоря о собственной роли в этом проекте, Александр признал, что начинался он как политический, но со временем стал торгашеским.
«Особенно в прошлом году там все стало крутиться вокруг денег, и я сожалею о своем участии, — сказал он. — Но это давало мне возможность оказывать небольшое влияние на политику. Может быть, когда будут писать историю России, туда вставят пару строк о „Шалтай-Болтае"».
В подготовке статьи принял участие Алек Лун (Alec Luhn).