Через три дня после высказывания Джеймса Мэттиса в Токио об островах Дяоюйдао Китай организовал новый регулярный патруль в территориальных водах данного архипелага, демонстрируя миру свою твердую волю и приверженность защите территориальной целостности и государственного суверенитета.
Во время своей первой поездки в Азию в качестве главы Пентагона генерал Корпуса морской пехоты в отставке заявил, что договор о совместной обороне США и Японии распространяется и на острова Дяоюйдао. Министерство иностранных дел КНР подвергло эти высказывания критике и назвало их «ошибочными».
Вашингтон уже давно использует острова Дяоюйдао как средство для достижения собственных целей — иначе говоря, использует Японию для давления на КНР в Восточной Азии. Особенно это было заметно в рамках фанатично продвигаемой администрацией Барака Обамы стратегии «Разворот к Азии».
Вмешательство в вопрос Дяоюйдао лишь провоцирует Китай, который уже четко дал понять, что торговать своими главными интересами не намерен.
Остров Дяоюйдао и прилегающие островки — неотъемлемая часть территории Китая с древнейших времен. Это неизменный исторический факт. Китайское правительство уже неоднократно предупреждало, что территориальные вопросы являются для него самыми главными.
Если есть урок, доставшийся Трампу от администрации Обамы в вопросах отношений с КНР, то он заключается как раз в том, что следует отказаться от мышления «игры с нулевой суммой», особенно в вопросе островов Дяоюйдао.
В противном случае Вашингтон рискует превратить острова в «пороховую бочку», что значительно усложнит проблему и создаст нестабильность в регионе.
Деловое чутье Трампа должно помочь ему в понимании простого факта, заключающегося в том, что соперничество между партнерами лишь вредит бизнесу. Он и его администрация должны дважды подумать о вопросе островов Дяоюйдао и дистанцироваться от подхода предшествующей администрации.