Между Турцией и Грузией существуют прочные укоренившиеся отношения в связи с соглашением о нефтепроводе Баку — Джейхан. И к Грузии как к одной из трех стран, которые в конце концов поставили свои подписи под этим гигантским проектом, Турция проявляет заметную благосклонность.
Но в соответствии с принципом взаимности и общими интересами ожидается, что эта благосклонность будет обоюдной. Ведь в конечном счете от этого нефтепровода выигрывает не только Турция, а все стороны.
Интерес Запада к Грузии, которая находится в «хинтерланде» России, общеизвестен. Так, на прошлой неделе ЕС снова поощрил эту страну, отменив визы для ее граждан.
Тем не менее после предательской попытки переворота в Турции 15 июля 2016 года в качестве проблемы во взгляде Турции на Грузию стала возникать террористическая организация FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen). Новости, которые выходили в турецкой прессе, в духе «Грузия стала гнездом FETÖ», у всех вызывали вопрос: что происходит? В дальнейшем эти сообщения множились, и мы вдруг узнали, что в этой стране находится 16 школ FETÖ, ассоциация предпринимателей под названием GÜRSİAD, а также вуз, который именуется «Международным черноморским университетом».
С тех пор прошло много времени, но никто не затронул этот вопрос. Обратилась ли Турция к Грузии с каким-нибудь запросом? Неизвестно. Возможно, обратилась, но Грузия, сказав: «Так или иначе за мной — Запад и ЕС», — как и Греция, наплевала на Турцию?
Кроме того, просачиваются сведения о том, что FETÖ не только превратила Грузию в свою базу, но и осуществляет свою деятельность среди высокопоставленных политиков страны и их семей.
Например, мать бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили Гиули Аласания — проректор Международного черноморского университета. Это важный пособник Гюлена в Грузии.
Ректор этого университета — член FETÖ, профессор Ильяс Джилоглу (İlyas Ciloğlu). Другие важные персоны в администрации университета — профессор Ильяс Устюньер (İlyas Üstünyer), профессор Рамазан Акбаш (Ramazan Akbaş), доцент Джихан Мерт (Cihan Mert) и доцент Метин Мерджан (Metin Mercan).
Школы FETÖ в Грузии открыл Адем Онал (Adem Önal), глава организации «Образовательные учреждения Чаглар», известный в качестве «имама» FETÖ в Грузии. Речь в общей сложности идет о 16 школах и языковых центрах в городах Тбилиси, Батуми, Кутаиси, Рустави и Марнеули.
Такова картина. Что будет делать Грузия?
Насколько нам известно, школе-лицею имени Рефайдина Шахина в Батуми на основании выявленных нарушений было отказано в праве проводить занятия, а учащихся этой школы распределили в другие учебные заведения. При этом немногим ранее школе имени Николоза Церетели в Тбилиси не продлили лицензию, срок которой истек в начале 2017 года.
Хорошо, но продолжится ли такая практика?
Грузия очень чувствительна к этому вопросу
У меня состоялась беседа с известным бизнесменом, пострадавшим от действий FETÖ, Галипом Озтюрком (Galip Öztürk), который является гражданином Грузии.
Озтюрк рассказывает, что грузинское государство очень трепетно относится к этой теме, и, еще не дожидаясь запроса Турции, оно начало активную работу. После 15 июля Озтюрка посетили двое сотрудников грузинской разведывательной организации. Он поведал им о том, что с ним произошло, и поделился информацией о деятельности FETÖ в Турции и Грузии. По словам Озтюрка, в данный момент комплексное досье о FETÖ лежит на столе премьер-министра Георгия Квирикашвили, при этом решается вопрос о закрытии всех школ FETÖ. Но, как говорит Озтюрк, это может продлиться некоторое время. В Грузии намерены действовать в правовых рамках. Озтюрк также добавляет:
«В отношениях с Турцией Грузия — не Греция. Если Турция обратится с просьбой в этом направлении, Грузия, уверен на 99%, выполнит ее. В данный момент в стране есть только низко стоящие в иерархии гюленисты, которые бежали из Турции. Зекерия Оз (Zekeriya Öz) и Джелаль Кара (Celal Kara) (турецкие прокуроры, обвиняемые в поддержке движения Гюлена, которые сбежали в Армению через Грузию — прим. пер.) находились здесь проездом в течение 13 часов. Есть еще группа изгнанников. Но и их, если потребуют, Грузия выдаст. Мне известно, что также будут предприняты шаги в отношении школ и НКО. Например, в числе организаций, которые собираются закрыть, — Международный черноморский университет».
Будут ли закрытые школы переданы нашему фонду «Маариф», как в других странах?
Грузия якобы предпочитает полностью закрыть школы и перераспределить учащихся по другим учебным заведения. Тем временем сам Озтюрк открыл свою школу в Батуми, в которой сейчас обучается 150 учеников. Но пока только граждане Турции. Ожидается, что в следующем году удастся набрать грузинских учеников.
Итак, ожидания Турции связаны со скорейшим закрытием гюленовских школ.
Но если все будет продолжаться прежними темпами, то этот процесс может затянуться. Нужно найти более радикальные решения.
Как сообщает Галип Озтюрк, у грузинского правительства тоже возникло опасение, что кадры, подготовленные в этих школах, разместились в качестве агентов на самых разных уровнях государственной власти.
Поживем — увидим, но, думаю, ждать осталось недолго.