Тот кто умен, тот копирует успешные концепции своих друзей, прежде всего в том случае, когда они изображены во всех деталях. Томоюки Ямасита (Tomoyuki Yamashita), генерал-лейтенант японских сухопутных сил и эксперт по Европе, возглавлял с декабря 1940 по июнь 1941 года военную делегацию в Третий рейх и внимательно ознакомился там с концепцией ведения блицкрига. Как раз весной того года оказались успешными оба с самого начала задуманные как блицкриг военные походы вермахта против Югославии и Греции.
Через полгода после его возвращения из Европы Ямасита стал командовать японской 25-й армией на оккупированном китайском острове Хайнань. Ее задачей было захватить Малайский полуостров с торговым городом и британской колонией Сингапур на южной оконечности полуострова. Собственно говоря, для этого были предусмотрены четыре дивизии, однако командовавший войсками генерал считал, что и трех будет достаточно, пишет германо-японский историк современности Такума Мельбер (Takuma Melber) в недавно защищенной им докторской работе «Японская оккупация Малайи и Сингапура (1942-1945)». Она будет выпущена в качестве книги этой осенью издательством Campus-Verlag в новой серии «Война и конфликт».
При этом цель 25-й армии была поистине амбициозной: за сто дней ее войска должны были продвинуться вперед от 720 до почти 1000 километров от главных пунктов высадки в Сонгкхла и Паттани в Тайланде, а также в Koта-Бару на северо-востоке британской колонии Малайя до Сингапура.
По сравнению со средним продвижением вермахта от 15 до 20 километров во время блицкригов 1940—1941 годов семь — десять километров, которые запланировал Ямасита, было не так много. Однако по сравнению с прежними войнами и с большинством боевых действий японской армии с 1931 года на азиатском континенте это было очень много.
И без того генерал с европейским опытом предусмотрел запас времени, он рассчитывал по крайней мере на две недели осады крепости Сингапур, центральной военной морской базы британской империи в Азии. Несмотря на сложную местность, на непроходимые для машин джунгли с относительно немногочисленными и не очень хорошо построенными дорогами, главным образом вдоль побережья, для этого похода было предусмотрено продвижение от 12 до 15 километров в сутки. Не случайно генерал-майор Сабуро Кавамура (Saburo Kawamura) записал 3 декабря 1941 года в своем дневнике: «Скорость на войне жизненно необходима».
Поход начался по плану: британцы не сообразили, что целых 26 тысяч японских солдат первой волны наступающих вооруженных сил выступили с Хайнаня в направлении Малайского полуострова. Удалась также и высадка 8 декабря 1941 года. Тайваньские вооруженные силы хотя и оказали вначале некоторое сопротивление, однако уже после полудня правительство в Бангкоке предоставило наступавшим свободный проход. На севере британской колонии также были быстро захвачены военные базы королевских ВВС со многими самолетами или же их уничтожили.
Хотя японские войска и использовали около 200 легких танков, в большинстве случаев танкетки типа 94, которые были в два раза легче, чем немецкий Panzer I, в основном же они осуществили «блицкриг на велосипедах». Каждая из дивизий, использовавшихся в Малайи, была оснащена шестью тысячами велосипедов, дополнительные велосипеды были реквизированы на месте.
Британский генерал-лейтенант Льюис Хит (Lewis Heath), который должен был защищать колонию Третьим индийским корпусом, назвал использование «целой армии на колесах» одним из «существенных факторов», который настолько ошеломил английские подразделения, что они не смогли организовать единую оборону. В действительности же некоторые японские подразделения, хотя и на западной части Малайи, где сопротивление было не столь значительным, продвигались за сутки на 60, а некоторые, якобы, даже на 120 километров.
Таким образом, оборонявшейся стороне не оставалось ничего иного, как приступить к по возможности организованному отступлению, во время которого были разрушены или блокированы многочисленные мосты и дороги. В общей сложности японская армия насчитала при продвижении в сторону Сингапура 250 разрушенных мостов, подвел итог Такума Мельбер.
Несмотря на это, продвижение превзошло поставленные амбициозные цели. Куала-Лумпур был достигнут и захвачен на четыре дня раньше срока — 11 вместо предусмотренного 15 января 1942 года. И наоборот, на восточном побережье бои были намного более ожесточенными. Здесь было пролито столько крови и потери с обеих сторон были столь высоки, что в японском языке укоренилось слово Senmetsusen — «война на уничтожение».
4 февраля 1942 года началось окончательное сражение на Малайском полуострове за остров Сингапур. В распоряжении японцев находилось 30 тысяч готовых к бою солдат, а у оборонявшихся их хотя и было в три раза больше, однако они были деморализованы и разобщены. 8 февраля 1942 года первые подразделения достигли северо-западной части Сингапура, днем позже — элитная дивизия Konoe.
Менее чем за 70 дней 25-я армия Ямаситы оттеснила превосходящего числом противника на сложной местности, преодолев расстояние почти в тысячу километров. Генерал, который спланировал и осуществил этот блицкриг, получил почетное звание «Тигр Малайи».