Недавно Шавкат Мирзиёев, ставший руководителем Узбекистана после смерти диктатора Ислама Каримова в сентябре прошлого года, издал необычный приказ. Каждая семья в сельской местности во всей стране теперь обязана иметь не менее 100 кур.
Узбекистан, население которого составляет 30 миллионов человек, по числу жителей занимает третье место среди 15 бывших республик Советского Союза.
Семья должна съедать 10 из 50 яиц
Мирзиёев подчеркнул, что 100 кур каждый день будут откладывать не менее 50 яиц. Из этого количества сама семья может съедать десять, а оставшиеся 40 продавать.
«Тогда у нас не будет бедных семей», — заявил Мирзиёев, выступая в самом бедном районе страны.
Кроме того, он уточнил: «Если мы сможем убедить людей следовать этому курсу, то каждый человек будет жить долго».
Пока чего приказ привел лишь к тому, что сетевые порталы высмеяли его, как показывает видео Radio Free Europe/Radio Liberty.
Предшественник Мирзиёева Ислам Каримов был, по словам его многочисленных критиков, жестоким деспотом. В Индексе демократии аналитического центра Economist Intelligence Unit Узбекистан в течение ряда лет занимал самые нижние строчки. В самом низу последнего по времени списка находится Северная Корея, а Узбекистан занимает в этом списке из 167 стран десятую строчку снизу.
Узбекистан — не единственная из 15 бывших советских республик, которая, согласно демократическому индексу, относится к десяти самым плохим режимам в мире. К ним же относятся и соседние страны: Туркменистан, где диктатор требует публиковать свой портрет каждый день во всех газетах страны, и Таджикистан, где диктатор построил самую высокую в мире мачту для флага.
В числе самых закрытых стран мира
В Узбекистане нет независимой прессы, страна считается одной из самых закрытых в мире. В частности, журналисты почти не могут получить разрешение на въезд в эту страну. И во внешней политике страна придерживается изоляционистского курса. Поэтому при Каримове Узбекистан скептически относился к возглавляемому Москвой проекту зоны свободной торговли Евразийского экономического союза. Кроме того, Каримов дважды выводил Узбекистан из возглавляемой Москвой Организации Договора о коллективной безопасности, некоего военного союза, напоминающего НАТО.
По данным Financial Times, считается, что Мирзиёев стоит ближе к Москве и Путину, чем Каримов. Но, тем не менее, он твердо выступает за изоляционистский политический курс страны.
«Неприсоединение к каким-либо военно-политическим блокам и отказ от размещения иностранных военных баз или военных объектов на территории Узбекистана является по-прежнему неизменным курсом нашей страны», — заявил он, согласно газете Financial Times, в своей речи сразу после прихода к власти.
В течение ряда лет многие считали, что Каримова заменит, скорее всего, его дочь Гюльнара. Но она попала в немилость после ссоры с матерью и сестрой, а также после того, как оказалась вовлеченной в коррупционный скандал, в частности, с Telenor.
Поэтому в течение нескольких лет Гюльнара находилась под домашним арестом. По этой причине ей даже не разрешили проводить отца в последний путь.
Он — менее интеллигентный
Поэтому после смерти Каримова, которому было 78 лет, осенью прошлого года к власти пришел Мирзиёев, 59 лет. К тому времени Мирзиёев уже с 2003 года занимал пост премьер-министра. Согласно Financial Times и The Economist, вряд ли при Мирзиёеве стоит ожидать каких-либо больших изменений. «Познакомьтесь с новым (и более жестким) узбекским руководителем», — писала Financial Times осенью прошлого года.
«Он — абсолютно такой же тип властителя, что и Ислам Каримов, может быть, даже жестче, и я думаю, что он менее интеллигентен», — говорит в беседе с газетой Даниил Кислов, редактор независимого издания «Фергана» со штаб-квартирой в Москве.
The Economist называет Мирзиёева клоном Каримова и пишет, что его считают таким же деспотичным, как и Каримов, «если не больше».
Нарушил конституцию, когда стал президентом
В конституции Узбекистана говорится, что в случае смерти президента этот пост занимает председатель сената. Тем не менее, после смерти президента этот пост занял Мирзиёев. Во время выборов в декабре Мирзиёев получил почти 89% голосов. The Economist назвал эти выборы «подтасованными».
Птицеводство — важная часть экономики Узбекистана, которую The Economist называет «безнадежным случаем». Пять лет назад Aftenposten рассказывала о госслужащих, зарплату которым выдавали курами.
«Мы были вынуждены получить по 10 цыплят», — сказала учительница Одиль, 32 года.
Похоже, что и сейчас куриная политика не вызывает восторга у народа. Один из жителей, не пожелавший назвать свое имя, сказал в беседе с Radio Free Europe/Radio Liberty, что мало знает о птицеводстве и выразил тревогу по поводу того, что у него не останется времени ни на что другое, если он будет держать 100 кур.