Седьмого февраля власти Белоруссии передали Азербайджану блогера Александра Лапшина. Судя по всему, после того, как он с большой церемонией попросит прощения, его отпустят на свободу. Но этим политическая сторона вопроса не будет исчерпана. Она только начинается — в деле Лапшина сталкиваются интересы Армении, Азербайджана, России, Белоруссии и Израиля.
Первый в списке, безусловно, Азербайджан, так как инициатором процесса был официальный Баку. Ильхаму Алиеву Александр Лапшин (как и все остальные) нужен, чтобы выглядеть мачо в глазах своего общества. Перевозить Лапшина из Минска в Баку при сопровождении целого отряда спецназа, фотографировать этот процесс и распространять эти фотографии в СМИ нужно было только для того, чтобы убедить азербайджанское общество, что слово Ильхама чего-то стоит. Как в будущем будут развиваться события, неизвестно, но вероятно, что азербайджанский режим не выйдет из игры проигравшим.
Конкретно в случае Лапшина Ильхам Алиев еще может извлечь выгоду, по просьбе одной из заинтересованных сторон (России, Израиля, США и так далее) простить Лапшина и получить за это вознаграждение. Плюс к этому, учитывая инцидент Лапшина, многие журналисты и блогеры возможно будут избегать поездок в Арцах (Карабах).
Естественно, Армения и Арцах в этом случае проигрывают. Азербайджан на протяжении долгого времени старается параллельно физической изоляцией также держать Арцах и его жителей в информационном вакууме. Дело Лапшина и известный «черный список» направлены именно на решение этой задачи. Случившееся с Лапшиным может стать поводом для многих вопросов у блогеров и журналистов, которые собираются посетить Арцах. Но если эти блогеры и журналисты кроме умения писать обладают также умением думать, то заметят, что в случае с Лапшиным мы имеем дело со согласованными действиями.
Есть все предпосылки, позволяющие предположить, что в деле Лапшина существует закулисная договоренность между Израилем, Белоруссией и Азербайджаном, которая представляет собой простую цепь: после пленения Лапшина в Минске его передают Баку, Баку, в свою очередь, добившись от него «извинений», передает его России или Израилю.
Самое странное в этой сделке — участие Израиля, но подразумевается, что Тель-Авив выиграет от этой сделки, получив от Азербайджана сделку на покупку крупной партии вооружений. Сомнения во вовлеченности Израиля основываются на двух фактах: дело Лапшина стартовало 15-ого декабря 2016 года, спустя два дня после визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Баку. Конечно, последовательность событий не является доказательством наличия причинно-следственных связей, но в данном случае это кажется возможным.
Доказательством тому служит также поведение Тель-Авива. Израиль известен защитой интересов своих граждан по всему свету. Трудно найти случай, чтобы гражданин этой страны в какой-то другой стране подвергался уголовному преследованию и не получил бы необходимой правовой и особенно политической поддержки. А вот в случае с Лапшиным правительство Нетаньяху проявляет странную сдержанность, и это в том случае, что Белоруссия вовсе не Северная Корея и есть множество возможностей оказать на нее влияние. Получается, что молчание Тель-Авива было рассчитано, за что он получит вознаграждение. В конце концов, если Россия так до конца и не проявит интереса в вопросе Лапшина, Баку может «мягко говоря» передать блогера Израилю, не подвергая сомнению имидж этой страны. Наверно поэтому дипломаты израильского государства, которые до сих пор молчали, после появления Лапшина в Баку начали интересоваться его судьбой.
Что касается Белоруссии, нужно отметить, что в этом процессе эта страна является основной заинтересованной стороной, потому что арестовав Лапшина, власти Белоруссии начали шантажировать Москву. Как правило, Александр Лукашенко общается с Москвой именно такими методами. На любом этапе напряжения в российско-белорусских отношениях Лукашенко идет на такие шаги, пытаясь увеличить объемы субсидированных товаров (низкие цены на газ и нефть, конкурентные условия для белорусских товаров и так далее) от России или продлить срок субсидий. Лукашенко и до этого имел опыт навязывания своих условий Москве посредством ареста гражданина России.
26-ого августа 2013 года в Белоруссии был арестован директор компании «Уралкалиум» Александр Баумгартнер, который находился в Белоруссии с визитом по приглашению премьер-министра Михаила Мясниковича. Чтобы уладить ситуацию 11-ого сентября в Минск приехал Игорь Сечин, а 23-ого сентября вопрос был «урегулирован» в результате встречи Владимира Путина и Лукашенко. В эти дни российская и международная пресса наблюдала за тем, как Лукашенко, используя карту российского бизнесмена, выпрашивала у Москвы привилегии.
Вне всяких сомнений, что Лукашенко намеревался также использовать карту Лапшина, чтобы заставить российскую сторону пойти на уступки. Причина этого очень проста — блогер является не только гражданином России, но и обладателем очень интересного статуса. Он обвиняется в одном преступлении, в котором могут быть обвинены десятки и даже сотни граждан России. Лукашенко, вероятно, рассчитал, что в вопросе Лапшина Россия обязательно пойдет на уступки, так как в противном случае будет сформирован прецедент: сотни российских журналистов, работавших в Донецке, Луганске и Крыме, могут подвергаться таким же преследованиям. Лукашенко думал, что у Москвы не будет альтернативы, тем временем в Кремле никак не реагировали на эту ситуацию, ограничиваясь лишь дежурными заявлениями.
Лукашенко сам подтвердил, что Кремль не выходит на контакт. На состоявшейся третьего февраля пресс-конференции он заявил, что россияне не проявляют заинтересованности и «у них нет никакой причины не сдавать его Азербайджану». В тоже время он заявил, что «пусть Азербайджан, Россия и Израиль вместе придут к соглашению в вопросе Лапшина». Это, судя по всему, было последним предупреждением России, за которым так никакой реакции и не последовало и Батька в характерном для авторитарных лидеров стиле «сдержал свое слово» и быстро передал блогера Баку.
Как уже было сказано, в Баку ни волоса не упадет с головы Лапшина, и после прохождения необходимой процедуры его передадут России (в зависимости от того, проявит ли на данном этапе Россия интерес, или продолжит придерживаться взятого курса) или Израилю. Вместо этого, Россия выйдет из этой игры проигравшей. Взамен на проявленную по отношению к Белоруссии бескомпромиссность, Россия с одной стороны удостоится разочарования общества Армении и армянского народа, и еще неизвестно какую цену заплатит, чтобы восстановить свой имидж верного союзника. А с другой стороны, поставит под удар работающих в Крыму, Донецке, Луганске, Абхазии и Южной Осетии журналистов.
И самое главное, Россия понесет большой удар по имиджу. Фактически, стремившееся к статусу глобального игрока страна в случае с Лапшиным продемонстрировала, что не в состоянии обеспечить справедливость и разумные правила в регионе, находившемся непосредственно по соседству и объявленном зоной ее стратегических интересов. Более того, эта страна оказалась не в состоянии даже противостоять таким авторитарным лидерам как Лукашенко и Алиев и защитить своего гражданина, который, по словам Лукашенко, «не совершил большого преступления». Подразумевается, что в Кремле все это понимают и попытаются в ближайшем будущем доказать обратное.