В последние месяцы Трамп неоднократно заявлял, что рассматривает мирный процесс между Израилем и палестинцами, как бизнес-сделку, которую следует заключить. «Стремление Америки достичь мира между Израилем и палестинцами остается прочным на протяжении последних пятидесяти лет», — говорится в официальном заявлении пресс-службы Белого дома, опубликованном несколько дней назад. Некоторое время назад Трамп представил своего зятя Джареда Кушнера, как «потрясающего человека» и добавил: «Если он не сможет достичь мира, никто не сможет… Всю свою жизнь я слышал, что это самая сложная сделка в мире, и я признаю это, но у меня есть ощущение, что Джаред сможет сделать великолепную работу».
Противоречивая репутация Трампа-бизнесмена (от успешного до бездарного) известна всему миру. Написанные им книги, восхваляющие его деловые таланты, выпускались в прошлом неоднократно. Так, например, в своей книге «Искусство ведения бизнеса», Трамп предлагает 11 шагов для достижения удачной сделки или создания успешного бизнеса: мыслить масштабно; защищать свои слабые места в бизнесе — сильные места проявятся сами; иметь максимальное число вариантов действия; изучить рынок; задействовать рычаги давления; улучшить месторасположение бизнеса; постоянно информировать окружающих; уметь вести бой; поставлять обещанный товар; учитывать себестоимость продукции. И самый главный совет: получать удовольствие от ведения бизнеса.
После этой книги были изданы и другие, в которых автор признал свои ошибки в бизнесе, а также свои измены и романы на стороне (которые не мешали вести дела). Так или иначе, анализируя все известные нам методы и навыки Трампа в сфере ведения бизнеса — в попытке понять, как он будет действовать на Ближнем Востоке, мы замечаем отсутствие одного главного, с точки зрения президента, элемента, необходимого для деловых отношений: как Трамп будет вести переговоры между израильтянами и палестинцами, если он не является одной из двух заинтересованных сторон?
Все свои нынешние концепции, которые Трамп пытается перенести в международную дипломатию, он сформировал в рамках сферы личных экономических интересов. Во всем, что он делал, Трамп всегда был одной из заинтересованных сторон. Однако к палестино-израильскому конфликту он намерен подойти в качестве третьей стороны. Его интересы в этой сфере не прямые, а косвенные. Что произойдет в том случае, если бывший бизнесмен и нынешний президент, считающий себя выдающимся экспертом в области деловых контактов, направит к столу переговоров своего зятя Джареда Кушнера, двух своих адвокатов (будущего посла Дэвида Фридмана и Джейсона Гринблата)? Эта группа людей всю жизнь занималась коммерческими сделками, которые были выгодны исключительно одной стороне.
Даже если США под управлением Трампа считают себя абсолютным сторонником лишь одной стороны — израильской, и палестинцы все-таки согласятся сесть за стол переговоров, это ничего не решит. Ведь Трамп никогда не совершал сделки для других — если это не сулило финансовой выгоды для него самого.