Командир батальона «Сомали» ДНР Михаил Толстых (позывной «Гиви») был убит в Донецке в результате теракта в его кабинете. Неизвестный обстрелял здание ракетами «Шмель», а затем скрылся.
После целой череды терактов в Донбассе, в результате которой погибли самые известные, ценные и уважаемые командиры (Олег Анащенко 4 февраля и Михаил Толстых 8 февраля), глава Донецкой народной республики Александр Захарченко открыто заявил, что киевский режим пора назвать «террористической организацией»: «Хочу отметить, что мы на сегодняшний момент воюем с террористической организацией, на полях сражения они не могут нас достать, поэтому действуют так. Я считаю, что украинские власти должны быть в списках террористических организаций во всем мире».
Не случайно, что в Киеве началось настоящее соревнование за самые кощунственные комментарии по поводу убийства «Гиви». Помимо обвинений во внутренней борьбе между отрядами за власть, деньги и влияние (об этом говорил замминистра внутренних дел Антон Геращенко) и рассуждений о вездесущей «руке Москвы» мы видим множество проявлений нескрываемой радости. Депутат «Народного фронта» и командир неонацистского батальона «Днепр-1» Юрий Береза заявил, что убийство Толстых было «подарком» на его день рождения 8 февраля.
Вице-губернатор Донецкой области (она частично находится под украинским контролем) Евгений Вилинский написал в Facebook: «Прекрасное начало дня. Добро пожаловать в ад, Гиви!» Заместитель спикера Рады Ирина Геращенко в свою очередь посчитала убийство «Гиви» чисткой. А вновь ставшая любимицей Запада Юлия Тимошенко заявила 112.ua, что не собирается обсуждать «эти события на столь высоком уровне, потому что на самом деле этот человек погубил себя сам, когда лишил жизни первого украинца». Бывший премьер, которая три года назад предлагала сбросить на Донбасс атомную бомбу, подчеркнула, что в любом случае «агрессия с востока не ослабела, а лишь стала сильнее». Агрессор в данном случае, понятное дело, Россия. Украинская «Жанна д'Арк» Надежда Савченко в свою очередь написала, что «Порошенко делает все, чтоб развязать снова бойню на Донбассе. После сегодняшнего теракта, шансов нет вернуть Донбасс в лоно Украины».
Дмитрий Родионов куда рациональнее подошел к обстрелу командования батальона «Сомали», в результате которого погибли Толстых и двое его помощников, и написал в «Свободной прессе», что вокруг «Гиви» крутилось множество украинских шпионов, и что подобное не получилось бы осуществить без предательства. Политолог Эдуард Попов в свою очередь считает, что убийство Анащенко было направлено против руководящих структур ДНР, тогда как ликвидация «Моторолы» и «Гиви» стала «психологическим ударом» в рамках давно утвержденной Киевом директивы по ликвидации лидеров мятежников с помощью терактов. По его словам, даже если все исполнители будут найдены, произошедшее говорит о проблемах в республиках, ведь без предательства украинским диверсантам не удалось бы добраться до столь хорошо охраняемых людей. Не раз говорилось, что в Донбассе действуют множество украинских агентов, в том числе внутри военных структур, а набирающая силу коррупция никак не способствует решению проблемы.
Как бы то ни было, что касается терактов, в высших военных кругах донбасских республик считают, что такие убийства пусть напрямую и не влияют на ситуацию на фронте, становятся психологическим ударом по боевому духу войск, что перекликается с американскими методами ведения войны на «голливудский» манер. К тому же, связи между украинскими диверсантами и американскими спецслужбами были уже давно доказаны.
Так, Сергей Ищенко перечисляет в той же «Свободной прессе» череду самых громких терактов за последние семь-восемь месяцев («Мачете» в июне 2016 года, «Заря» в июле, «Моторола» в октябре… загадочная гибель первого лидера ЛНР Валерия Болотова в Москве 27 января…). По его словам, «все перечисленные случаи схожи, как минимум, в одном: после каждого из них украинские политики и общественные деятели как по команде наперебой принимались уверять, что их страна тут абсолютно ни при чем. Просто, дескать, озверевшие от крови «боевики» сводят счеты друг с другом, делят деньги и власть». Но если в народных республиках вот уже три года действительно идет кровавая внутренняя борьба, почему тогда Киев до сих пор не может их победить? «А что касается слов Геращенко про то, будто «украинские спецслужбы не получали пока санкции»… Вот этого знать он точно не может», — продолжает Ищенко. Ведь этим занимается не МВД и даже не Министерство обороны, а созданные в июле 2016 года Силы специальных операций, которые находятся в прямом подчинении Порошенко и были профинансированы Вашингтоном на 20 миллионов долларов. «Для этого у них есть все возможности и целых два полка профессиональных диверсантов, а также 140-й центр специального назначения. За образец было взято американское командование SOCOM, которое занимается спецоперациями против «террористов» в Афганистане, Пакистане и на Ближнем Востоке.
Запад не видит украинских бомб в Донецке и Луганске. А что же наблюдатели ОБСЕ? «Сидят в гостинице» и «ничего не делают», говорят о них жители Донецка. Чего уж тут ждать от Брюсселя, Берлина и Рима…