Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Взгляд на Восток: обзор политических реалий азиатского региона

© AP Photo / Pool Photo via AP, FileАмериканские матросы поднимают национальный флаг во время учений в Южно-Китайском море
Американские матросы поднимают национальный флаг во время учений в Южно-Китайском море
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США играют особенно важную роль в построении современной системы безопасности в азиатском регионе. После того, как в 2009 г. президент Обама повернул внешнеполитический курс в сторону Азии, значительные экономические, дипломатические и военные ресурсы были выделены на поддержание и расширение влияния США в этом регионе.

Победа Трампа на президентских выборах


США играют особенно важную роль в построении современной системы безопасности в азиатском регионе. После того, как в 2009 г. президент Обама повернул внешнеполитический курс в сторону Азии, значительные экономические, дипломатические и военные ресурсы были выделены на поддержание и расширение влияния США в этом регионе. Причиной этого стала растущая мощь Китая, ограничить или, по крайней мере, приостановить которую Штаты пытаются посредством соглашений со странами региона, такими как Япония, Южная Корея, Тайвань, Индия и Пакистан.


Хотя победа Трампа на президентских выборах сама по себе не означает отказа от этой стратегии, однако его предвыборная риторика вызвала беспокойство среди союзников США. Япония и Южная Корея выразили опасение по поводу гарантий своей безопасности. Во время избирательной компании Трамп выдвинул обвинения в адрес этих государств, якобы они не уделяют достаточного внимания и ресурсов для обеспечения своей безопасности, а также загадал немало загадок о преемственности в стратегической политике США в азиатском регионе.


Во время своей избирательной компании Трамп был заинтересован в том, чтобы отвергнуть все, что за время двух каденций так долго и успешно создавали Обама и его администрация. Однако, действительно ли Трамп серьезно настроен пересмотреть роль США в азиатском регионе?


Можно представить два сценария возможной стратегии США в Азии. Первый представляется оптимистическим, второй — пессимистическим. Согласно оптимистическому сценарию вполне вероятно, что США не изменит свою стратегию коренным образом и в дальнейшем будет направлять свои ресурсы на сдерживание Китая. Отношения со стратегическими партнерами в азиатском регионе останутся конструктивными, а Китай по прежнему будет вынужден балансировать против усиления влияния США в этом регионе.


В случае пессимистического сценария США изберет стратегию изоляции и постепенно будет сокращать свою роль в азиатском регионе, предоставив контроль Китаю. Анализируя риторику Трампа немалая часть экспертов в области внешней политики склонны полагать, что это всего лишь популизм, направленный на внутреннюю аудиторию, хотя звучавший во время избирательной компании лозунг «Америка прежде всего» имеет и более глубокий смысл.


Во первых, это отражает недовольство рядовых американцев слишком активной ролью США в мире, хотя внутри страны существует множество нерешенных экономических и социальных проблем. Так создается водораздел между «я» (Америка и/или американец) и «другой» (другие государства и нации), что в свою очередь говорит о нарастающих тенденциях национализма и изоляционизма. Эти тенденции безусловно не способствуют нынешнему статус-кво азиатского региона, так как рост американского изоляционизма неизбежно приведет к вакууму власти, который, без всякого сомнения, заполнит Китай.


Едва ли на реализацию любого из этих сценариев окажут влияние решения Трампа. Его личное видение — это одно, долгосрочное стратегическое видение государства — другое, внутренние проблемы государства — третье, а меняющаяся международная обстановка — четвертое. Все эти факторы взаимосвязаны и Трамп со своей администрацией должны будут найти баланс между ними.


Триумф Дутерте на президентских выборах в Филиппинах


30 июня 2016 г. бывшего президента Филиппин Бенигно Акино III сменил на посту скандальный Родриго Дутерте, который принялся кардинально менять геополитическую ориентацию страны. Филиппины долгое время были стратегическим партнером США в Юго-Восточной Азии, выполнявшим функцию форпоста США в Южно-Китайском море. Как в аспекте военной безопасности, так и в экономическом, социальном и культурном аспектах стратегический альянс с США полезен для Филиппин. В сфере безопасности США и Филиппины связывает подписанный еще в 1951 г. договор о взаимной обороне. Военное сотрудничество между двумя странами еще более укрепил бывший президент Филиппин Акино, в 2014 г. подписавший Соглашение так называемого расширенного сотрудничества в области обороны. С точки зрения экономики, хотя Китай и является крупнейшим торговым партнером Филиппин, однако США — крупнейший иностранный инвестор и страна, из которой в Филиппины поступает наибольшее количество денежных переводов от работающих там филиппинцев. Эти поступления составляют около десятой части от всего ВВП Филиппин в год.


Однако с самого начала своей каденции избранный президент посылает ясные сигналы, что во взаимных отношениях должна быть открыта новая страница, отмечающая конец стратегического партнерства США и Филиппин и начало качественно новых отношений между Филиппинами и Китаем.


Пока трудно определить, чего добивается Дутерте. С одной стороны, его риторика может означать попытку выторговать еще более благоприятные условия сотрудничества, делая акцент на стратегическом значении Филиппин для США. С другой стороны, похоже, что антиамериканская позиция Р. Дутерте основывается не только на стратегических расчетах, но и на идеологических установках. В своей риторике он представляет США в качестве источника проблем в области безопасности, а о Китае говорит, что он не служит той угрозой, для защиты от которой Филиппинам были бы необходимы гарантии безопасности со стороны США. Кроме того, в этом году Филиппины будут председательствовать в ASEAN, так что Дутерте будет иметь еще не один шанс «блеснуть».


Неожиданные смены лидеров в Южной Корее и Таиланде


В 2016 г. в Южной Корее и Таиланде неожиданно поменялись руководители государств. После гигантского коррупционного скандала и массовых протестов на площадях Сеула временно приостановлены полномочия президента страны Пак Кын Хе. 9 декабря 2016 г. оппозиционные партии в парламенте инициировали процесс импичмента, который был поддержан большинством голосов. С этого момента судьба Пак Кын Хе в руках суда. Из-за большого объемаобвинений следствие по делу может занять до 180 дней. Таким образом развязки в этом деле придется ждать возможно даже до июня 2017 г. Если Конституционный Суд страны признает Пак Кын Хе виновной, выборы нового президента Южной Кореи могут произойти не раньше августа 2017 г. Пока обязанности президента временно исполняет премьер-министр Хван Ге Ан, которого также оценивают неоднозначно.


В Таиланде также происходит смена власти. 13 октября 2016 г. умер король Пхумипон Адульядет, который правил Таиландом 70 лет. В соответствии с принципом наследования престола корона перешла к принцу Махе Вачиралонгкорну. Хотя Таиланд является конституционной монархией, где королевская власть скорее символична, институт короля весьма значим для снятия социальной напряженности, возникшей после переворота в мае 2014 г. Существуют опасения, что правление принца Махи Вачиралонгкорну, который 1 декабря 2016 г. официально вступил на престол, может вызвать напряженность в рядах ультрароялистов, более симпатизирующих принцессе Махе Чакри Сириндхорн.


Вызовы принципу единого Китая


Отношения Китайской Республики (Тайваня) и Китайской Народной Республики (КНР) никогда не были хорошими: и одно и другое государство считают себя продолжателями государственных традиций Китая, поэтому Тайвань не признает руководство Китая, а Китай — независимость Тайваня. Тем не менее, в 1992 г. обе стороны приняли так называемый консенсус-соглашение единого Китая, в котором как КНР, так и Тайвань являются частью исторического Китая. Однако это соглашение не установило между странами политической субординации, поэтому Тайвань как и прежде считает себя независимым государством, а Китай воспринимает Тайвань как одну из своих провинций.


Консенсус единого Китая со временем все больше подвергается сомнению и это увеличивает напряженность между материковым Китаем и Тайванем. На прошедших в мае 2016 г. выборах триумфальную победу одержала демократическая прогрессивная партия во главе с президентом Цай Инвэнь. Эта партия и новый лидер страны выступают за полную независимость Тайваня, поэтому неудивительно, что на подобную риторику Пекин реагирует с беспокойством, позволяя себе вводить как политические, так и экономические санкции и демонстрируя военное превосходство. И в самом деле, без гарантий безопасности со стороны США, вряд ли Тайвань будет в состоянии защитить себя от куда большего «дракона» по другую сторону Тайваньского пролива.


И так обострившуюся ситуацию еще более подпитывает неожиданный дипломатический жест Трампа. 3 декабря 2016 г. вновь избранный президент США связался по телефону с президентом Тайваня Цай Инвэнь. Этим шагом Трамп разрушил долголетнюю традицию отношений США с единым Китаем, которая продолжалась еще со времен Картера, когда США решили развивать дипломатические отношения только с Китайской Народной Республикой. Без сомнения, Китай на такое поведение Трампа реагировал болезненно, однако на официальном уровне избегает подвергать критике США.


Ядерная угроза со стороны Северной Кореи


Впервые в истории Северная Корея в течении одного года смогла провести 2 ядерных испытания и 22 испытания баллистических ракет. Послание Пхеньяна миру достаточно ясно — государство, которое смогло претворить в жизнь ядерную программу, успешно прогрессирует, как бы США и Объединенные Нации не старались это приостановить. Эта тенденция, без сомнения, является одной из самых больших угроз безопасности для азиатского региона, а может и для всего мира.


Напряженность в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях


Разногласия между странами азиатского региона по вопросу территориального суверенитета Южно-Китайского моря является одной из основных причин обострения ситуации во всем регионе Юго-Восточной Азии, в которую втянуты и великие державы — США и Китай. В последнее время Южно-Китайское море считается одной из горячих точек мира, где пересекающиеся интересы многих стран могут вылиться в крупномасштабный конфликт. В настоящее время по поводу территориальной принадлежности островов Спратли и Парасель в Южно-Китайском море претензии выдвигают многие страны региона, такие как Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней и без сомнения, Китай, который претендует на большую часть территории.


В отличии от многих стран Юго-Восточной Азии, которые обосновывают свои претензии международным правом, Китай воспринимает Южно-Китайское море как исторически принадлежащее ему пространство, на владение которым Китай получил право как первое основанное здесь государство. Свои территориальные претензии Китай выдвинул еще в 1951 г. посредством официального документа- карты, в которой демаркационной линией в форме U отмечены его территориальные границы. Эта граница включает в себя 90 проц. Южно-Китайского моря, поэтому претензии Китая пересекаются с претензиями других стран региона.


Воспользовавшись своим превосходством в Южно-Китайском море, Китай насыпал искусственные острова, на которых создает военную инфраструктуру — строит порты и авиационные базы. Эксперты в области политики азиатского региона предупреждают, что эти стратегические объекты могут быть использованы в военных целях. Кроме того, морские территории вокруг искусственных островов Китай считает своими территориальными водами, тем самым ограничивая возможность маневрирования в Южно-Китайском море для других стран.


В 2013 г. в Международном арбитражном суде Филиппины инициировали судебное разбирательство в отношении Китая. 21 июля 2016 г. Международный арбитражный суд наконец вынес решение, согласно которому территориальные претензии Китая признаны противоречащими международному праву. Тем не менее, нынешний президент Филиппин Дутерте намерен заключить стратегический альянс с Китаем. Вполне вероятно, что в будущем это откроет Китаю еще более широкие возможности для укрепления своих позиций в Южно-Китайском море.


В Восточно-Китайском море Китай был также активен в 2016 г. Здесь свои претензии на острова Сэнкаку и расширение свободы судоходства Китай обосновывает такими же аргументами как и в Южно-Китайском море. В 2015 г. Китай провел учения военно-воздушных и военно-морских сил в проливах Мияко и Баши. Это, без сомнения, плохая новость для Японии и Южной Кореи.


Потепление в российско-японских отношениях


В мае 2016 г. в Сочи премьер-министр ЯпонииСиндзо Абэ встретился с президентом России Путиным. Этот визит явился первым признаком потепления отношений между этими странами. После визита САбэ президент России Путин 15 декабря 2016 г. с официальным визитом посетил Токио, где прошла 16-я встреча руководителей России и Японии. В ходе встречи главы государств приняли так называемый план 8 пунктов по вопросам экономического сотрудничества и подписали в общей сложности 68 двусторонних соглашений о взаимном сотрудничестве в области экономики, а также в других областях.


Однако Япония ожидала от встречи большего. Считалось, что получится достичь соглашения о принадлежности Курильских островов, территориальные претензии на которые еще со времен Второй мировой войны предъявляют оба государства. Хотя соглашение не было достигнуто, в ходе встречи Путин упомянул о возможности подписания мирного соглашения и о более активном сотрудничестве в области военной безопасности. Эти признаки свидетельствуют о том, что началом качественно новых отношений между Россией и Японией может стать 2017 г., который с учетом международного контекста в настоящий момент стратегически благоприятен для обоих государств. В свете избирательной риторики Трампа Япония заинтересована в поиске партнеров в целях обеспечения стабильности в регионе и в целях ограничения влияния Китая, а Россия благодаря «замороженным» отношениям с Западом заинтересована в более тесном экономическом и политическом сотрудничестве с государствами Азии.