Поначалу атмосфера еще была весьма спокойной. Лидер правой популистской «Партии свободы» Вилдерс (Geert Wilders) и тележурналист Рик Ниман (Rick Nieman) в один голос твердят о том, что заранее ни о чем не договаривались. А то, что должно бы быть в порядке вещей, подчеркнули особо: все-таки это интервью, показанное на государственном канале в воскресенье утром, было необычным. Вилдерс впервые озвучил свою позицию в подробном телевизионном интервью, чего с нетерпением давно ожидали. Вилдерс уже несколько недель доминирует в дебатах, предваряющих парламентские выборы в Нидерландах 15 марта. Его партия, резко выступающая против ислама, явно лидирует в опросах общественного мнения.
В интервью Вилдерс еще сильнее критиковал ислам. Он заявил, что исламизм, «возможно, еще опаснее» нацистской идеологии. Вилдерс сравнил Коран с «Майн Кампф» Гитлера — книгой, которую называют основным справочником по идеологии нацистского террора. В своей предвыборной программе Партия свободы призывает запретить Коран и закрыть мечети.
Вилдерс обратил внимание на то, что даже «Майн Кампф» запрещена в Нидерландах — за исключением использования книги в научных целях. По его словам, при этом речь идет о чудовищной идеологии, полной ненависти и антисемитизма. Но Коран, в свою очередь, отличается еще большим антисемитизмом и полон призывов к насилию. «Если мы запрещаем „Майн Кампф", то же самое нужно сделать с Кораном».
На многочисленные вопросы Нимана о том, каким образом Партия свободы собирается претворить в жизнь запрет Корана, Вилдерс отвечал неохотно. Коран якобы не собираются отбирать у людей. «Но мы позаботимся о том, чтобы его не было в продаже». Вилдерс, конечно же, понимает, что текст Корана можно скачать из Интернета. Поэтому этот запрет в какой-то степени можно считать символическим.
«Больше никаких мигрантов»
Считается, что выборы в Нидерландах укажут направление дальнейшего курса развития, насколько Европа в этом году может «сдвинуться вправо». Во Франции, где в апреле состоится первый тур президентских выборов, Марин Ле Пен (Marine Le Pen), лидера ультраправой партии «Национальный фронт» называют перспективным кандидатом. Ей даже сулят серьезные шансы на президентство в том числе и потому, что на консерватора Франсуа Фийона, до недавнего времени считавшегося фаворитом, оказывают немалое давление. Репутация Фийона пошатнулась в связи со скандалом вокруг трудоустройства его жены во французский парламент.
В Германии, в свою очередь, партия АдГ на парламентских выборах в сентябре имеет все шансы на то, чтобы набрать гораздо больше голосов, чем четыре года назад, и пройти в бундестаг. Партия уже вошла в состав нескольких региональных парламентов. В Италии, возможно, в этом году тоже пройдут выборы. То, что все три партии — Партия свободы, Национальный фронт и АдГ — отличаются близкой друг другу идеологией, стало ясно в январе. В Кобленце состоялась встреча нескольких европейских правых популистских партий. На ней присутствовали Вилдерс, Ле Пен и лидер партии АдГ Фрауке Петри (Frauke Petry), называющие 2017 год «годом патриотов».
Вилдерс, основавший Партию свободы в 2006 году, уже давно критикует ислам. 53-летний крашеный блондин характеризует его как «идеологию». Об этом он ясно пишет в предвыборной программе партии, умещающейся на листе А4. Он намерен «деисламизировать» Нидерланды, значится в первом пункте. И еще: «Больше никаких мигрантов из исламских стран: закрыть границы». К тому же, он собирается аннулировать все выданные беженцам разрешения на жительство, запретить ношение мусульманских платков в общественных местах, а также закрыть мечети. Все это обычные заявления, лишенные разъяснений по поводу того, как именно партия собирается реализовать свои цели. Это стало ясно и в ходе интервью.
Ниман донимал Вилдерса вопросами о том, действительно ли Партия свободы собирается закрывать мечети. Ответ политика Партии свободы прозвучал несколько расплывчато: мечети следует запретить, «не давать на них разрешения». Он сравнил мечети с «нацистскими храмами», которые, если бы таковые были в Нидерландах, «тоже запретили бы».
К тому же Вилдерс то и дело говорит о свободе слова, он стремится к «Некситу», то есть хочет, чтобы Нидерланды вышли из Евросоюза. Он также собирается выделить больше средств для военных и полицейских.
Остальные пункты его предвыборной программы в политическом смысле имеют скорее «левые черты»: например, планы на то, чтобы уменьшить плату за аренду жилья, а также снизить величину подоходного налога и перестать экономить на субсидировании ухода на дому. Как именно Партия свободы собирается, к примеру, достичь снижения цен на аренду жилья, в предвыборной программе, в общем-то, не объясняется.
«Ведите себя прилично или уезжайте»
Предвыборные прогнозы свидетельствуют о том, что Вилдерс со своими требованиями — какими бы незатейливыми они ни казались — все-таки наступает на «болевые точки» голландского общества. Партия свободы может стать самой мощной силой парламента Нидерландов. Согласно результатам опросов исследовательского центра «Ipsos», партия завоюет почти 20 процентов голосов. А точнее, 28 из 150 мест — это почти вдвое больше депутатов, чем представляющих парию в парламенте в настоящее время.
Праволиберальная «Народная партия за свободу и демократию» под руководством премьер-министра Марка Рютте получит, согласно тем же опросам, лишь 24 места, в настоящее время партию в парламенте представляют 40 депутатов. Еще больший провал ожидает партнера партии по коалиции — Партию труда. Социал-демократы добьются лишь 11 мест в парламенте — это на треть меньше, чем они имели до этого.
По прогнозам исследователя общественного мнения Мориса де Хонда Партия свободы во главе с Вилдерсом покажет еще лучший результат, а именно 33 места в парламенте. К тому же, партия получила признание среди квалифицированных рабочих, о чем свидетельствует опрос, проведенный недавно профсоюзным объединением «De Unie». Этот опрос также показал, насколько великое недоверие общества к политике. Подавляющее большинство респондентов называет политиков «избранными», нечестными и не заслуживающими доверия.
Вместе с тем, то, что Вилдерс еще и займет пост главы правительства — крайне маловероятно. Рютте отказался от коалиции с Партией свободы. Если результаты выборов 15 марта окажутся такими, какими их представляют актуальные прогнозы, несколько партий, три или четыре, будут вынуждены объединиться в коалицию. Однако около 70 процентов голландцев считают, что Рютте, возможно, в конце концов все-таки будет править совместно с Вилдерсом. Но в последнее время кажется, что премьер-министр слишком запустил ситуацию с Вилдерсом.
Недавно в письме «всем голландцам» Рютте взял тон, характерный для Партии свободы, и выступил против части мигрантов. «Мы чувствуем растущий дискомфорт, когда люди злоупотребляют нашей свободой, чтобы вывести общество из равновесия, хотя они сами приехали в нашу страну именно из-за свободы», — заявил Рютте в письме, занявшем целую страницу в голландских газетах. «Ведите себя прилично или уезжайте».
Однако сторонники многих других партий, между тем, все же готовы выбрать Народную партию за свободу и демократию — считая свой выбор лучшим способом предотвратить развитие событий, при котором Партия свободы станет мощнейшей силой в парламенте. Таким образом, по данным, опубликованным в газете «De Volkskrant», почти одна пятая избирателей леволиберальной партии «Демократы-66», консервативного «Христианско-демократического призыва», а также «Зеленых левых» и социал-демократов могут представить себе, что проголосуют за Народную партию за свободу и демократию.
Вилдерс, будучи членом последней до 2004 года и уже более 10 лет находясь под защитой полиции по причине угроз убийства со стороны исламистов, то и дело пускается на провокации — частенько с помощью сообщений в социальной сети «Твиттер», которой он придает большое значение, ведь, как сам политик выразился в интервью, он может донести свои намерения непосредственно до граждан страны.
Несколько дней назад он опубликовал в Твиттере отредактированную фотографию. На ней — лидер «Демократов-66» Александр Пехтольд на демонстрации в окружении исламистов, требующих ввести в Нидерландах шариат. Вилдерс так оправдал свою публикацию: он не имеет отношения к редактированию фото, в таком виде снимок с 2009 года ходит по Интернету. Кроме того, пресса существенно поспособствовала тому, чтобы эту тему так горячо обсуждали.
Вилдерс воспользовался интервью, чтобы снова раскритиковать политиков из других партий. Большинство парламентариев, по его словам, совершенно оторваны от реальности. «Они больше не имеют представления о том, как выглядит страна». Собственные представления о Нидерландах Вилдерс изложил в новом предвыборном ролике партии: «Наша прекрасная страна, страна наших предков (…) Единственное, что у нас есть, — наше единственное отечество», — говорится в видео. «Время перемен — британцы показали пример, американцы воплотили в жизнь. И мы тоже так сделаем. Как долго мы еще будем хозяевами в собственном доме?»
Слоган Партии свободы звучит как «Nederland weer van ons!», что означает: Мы должны вернуть себе Нидерланды.