В президентской кампании во Франции набирает силу новое тревожное явление. Речь идет о вмешательстве иностранного государства, его стремлении дестабилизировать одного из кандидатов, которым по силам одержать победу на выборах, Эммануэля Макрона (Emmanuel Macron). Подобное утверждение могло бы вызвать всего лишь улыбку, если бы его подтверждения не были настолько явными и публичными.
Интернет-сайт движения «Вперед!» и его инфраструктура каждый месяц становятся целью тысяч всевозможных атак. Цель — проникнуть в наши базы данных и почту, чтобы похитить их. В случае успеха этих атак вести кампанию движения «Вперед!» станет чрезвычайно сложно, практически невозможно. Эти атаки идут по большей части с Украины: на нее приходится почти половина из них. А их природа говорит нам о том, что они организуются и координируются структурированной группой, а не хакерами-одиночками.
В этот же самый момент Джулиан Ассанж (Julian Assange) говорит, что у него имеется «интересная информация» об Эммануэле Макроне, которую он получил из украденных у Хиллари Клинтон писем. Хотя у нас нет ни малейших причин опасаться подобной «информации», сам факт подозрения и угрозы представляет собой элемент подрыва демократии. Близость Ассанжа к российскому режиму ни для кого не секрет, а свои заявления он сделал газете «Известия». То, что слова этого профессионального хакера, который уже дестабилизировал американские выборы, звучат одновременно с атаками на нас, не может быть совпадением.
Вот уже несколько недель Russia Today и SputnikNews упорно распространяют самые что ни на есть клеветнические слухи об Эммануэле Макроне. Сегодня его якобы финансирует «богатое гей-лобби», завтра он — «американский агент на службе банковского лобби». Два этих сайта являются главными инструментами атак на Эммануэля Макрона и в частности угроз Джулиана Ассанжа. Они предоставляют слово публицистам, которые пишут о любых существующих вымыслах насчет кандидата, от его финансирования до частной жизни, разнося душок ядовитого экстремизма.
Не стесняются выступать там и некоторые французские депутаты. Но стоит ли напоминать, что оба этих СМИ полностью финансируются российским государством и, по собственному признанию, продвигают среди общественности по всему миру позиции Кремля в любых областях? Освещение войны в Сирии, борьбы меньшинств и американской политики — все это хранит верность линии Москвы. Поэтому эти два сайта являются не столько СМИ, сколько классическими органами пропаганды.
Обращение к президенту Республики
Тактический выбор в президентской кампании красноречив: критика таинственным образом обходит стороной Ле Пен и Фийона, словно их известная всем близость к российской власти дает им иммунитет от клеветы, целью которой становится Эммануэль Макрон. Он единственный из всех кандидатов, кто выступает за сильную Европу, способную утвердить наши ценности и приоритеты на международной арене. Жак Сапир (Jacques Sapir), который некогда был советником Жана-Люка Меланшона (Jean-Luc Mélenchon), а теперь сблизился с Национальным фронтом, служит красноречивым примером этой тенденции: отбросив все интеллектуальные приличия, он выступает на обоих сайтах статьи с самой что ни на есть низкой критикой Эммануэля Макрона.
Информация с этих ресурсов массово и без малейшей проверки разносится сотнями аккаунтов в Twitter и Facebook, что придает систематической клевете характер очевидного факта. Не исключено, это эти сайты платят за расширение аудитории с помощью предлагаемых соцсетями маркетинговых инструментов, которые запрещены для всех политических движений в предвыборный период. Сведения с сайтов публикуются и в блогах, близких к ультраправым силам, как во Франции (le Salon beige), так и за рубежом (The Saker).
Кибератаки, угрозы со стороны защищаемого иностранной державой хакера, подрывная работа и клевета финансируемых ей сайтов, скоординированный поток фальшивой информации в социальных сетях… Мы становимся свидетелями попытки дестабилизации кандидата на президентских выборах иностранной державой.
Опасный инструмент
Далее, мы просим французских журналистов сохранять максимальную бдительность, когда речь заходит о привлечении внимания к этим сайтам публикацией (иногда лишь ради шумихи) вышедшего на них вздора. Такая проницаемость представляет собой серьезную угрозу, поскольку способствует проникновению этих СМИ во французское общественное пространство.
Кроме того, мы обращаемся к руководству крупных социальных сетей с призывом четко пометить эти сайты как пропагандистские. Источники этих попыток дестабилизации демократии уже нанесли удар в США, они прекрасно известны, а роль социальных сетей в их маневрах должна быть ограничена. Необходимо поразмыслить над средствами и мерами ограничения их аудитории, начиная с запрета на продажу им привычных маркетинговых средств.
Наконец, мы обращаемся к гражданам Франции. В демократических выборах прозрачность совершенно необходима, и каждый претендент на высшую должность должен отвечать за свои слова и поступки перед гражданами, главными демократическими инстанциями и, при необходимости, судом. Однако инсинуации, угрозы, клевета и систематические попытки очернить оппонента не приветствуются в нашей демократической жизни, тем более если исходят от иностранной державы.
Весомость этой информации и ее применение зависят от гражданской сознательности человека и его личных суждений. Пропаганда — опасный инструмент, которому новые информационные средства придали беспрецедентный масштаб. Это вызов для нашего гражданского единства и нашей приверженности демократии.
Мы же собираемся посвятить себя нашей кампании и проекту в безмятежном спокойствии, которое обеспечивается правилами демократии и должно быть у всех наших граждан.