На прошлой неделе мой коллега из агентства Bloomberg Питер Кой написал статью об исследовании, посвященном идее от том, что расовое неравенство имущественного положения связано с жизненными решениями и личными достижениями — то есть, темнокожие могли бы быть так же богаты, как белые, если бы получали хорошее образование, создавали более крепкие семьи, много работали и копили деньги. Опираясь на данные опроса потребительских финансов Федеральной резервной системы, ученые обнаружили, что по состоянию на 2013 год ни одно из этих условий не имело значения: финансовое положение тех, кто имел высшее образование, был в браке и с детьми, работал полный день или экономил деньги, все равно оказалось во много раз хуже, чем у белых семей с аналогичными характеристиками.
Результат был настолько поразителен, что я решил ознакомиться с данными еще раз: если краткий обзор ситуации 2013 года выявил неэффективность всех этих факторов, изменится ли это с течением времени? То есть, как среди черных семей изменились модели образования, состава семьи, занятости и накопления сбережений, и помогло ли им это хоть в какой-нибудь степени преодолеть разрыв в уровне благосостояния?
Хронологическая картина удручающе однотипна. Во многих областях — высшее образование, сохранение полной семьи, занятость — прогресс черных семей в сокращении разрыва в уровне благосостояния с белыми наблюдался в период с 1989 по 2013 годы (самые ранние и самые поздние имеющиеся данные). Но в итоге разрыв оказался больше, чем когда-либо. Вот как это выглядит:
Ликвидация разрыва?
Соотношение чернокожих и белых семей
Это согласуется с объяснениями, которые приводит в своей статье Кой. Прежде всего, у белых изначально есть преимущество: они стремятся получить как можно больше по наследству. Кроме того, накапливать богатства афроамериканцам помешало несколько поколений дискриминации, в том числе практика «красной черты», массовые лишения свободы и хищная финансовая система. Обратите внимание, как разрыв в уровне благосостояния увеличился, например, после кризиса субстандартного ипотечного кредитования 2007 года, когда чернокожему населению было выдано огромное количество ипотечных займов с высоким уровнем риска.
Что делать? Помимо соблюдения антидискриминационного законодательства и реформирования системы уголовного правосудия, многое можно сделать, поощряя людей получать образование и работать. Они также должны иметь возможность жить в благоприятной обстановке, а это означает разрушение барьеров вроде законов зонирования, которые препятствуют строительству доступного жилья в хороших районах и не дают переезжать туда цветным. Кроме того, работодатели должны обращать больше внимания на несоразмерность заработных плат и льгот, а она, согласно результатам исследований, довольно существенна, даже если люди имеют одинаковую квалификацию и выполняют одинаковую работу.
Такие вопросы, кажется, вообще не включены в список приоритетов президента Дональда Трампа. Поддержание барьеров на пути к процветанию для большой части населения Америку великой не сделает.