События последних полутора лет (беженский кризис, война в Сирии и на Украине) временно отвлекли внимание европейцев от Греции. На самом деле, греческий кризис никогда не прекращался и вступил сейчас в очередную фазу обострения: наступило время платежей. Договариваться с международными кредиторами надо быстро — к июлю Греция должна найти как минимум семь миллиардов евро для погашения долгов перед Международным валютным фондом, ЕЦБ и Европейским фондом финансовой стабильности. При этом соответствующее соглашение необходимо подписать уже сейчас — до начала заседания Еврогруппы, которое намечено на 20 февраля.
Кредиторы выставили Греции очень жесткие условия, в том числе сохранение драконовских мер экономии и после 2018 года, когда завершается действие нынешнего соглашения.
В ответ премьер-министр Греции Алексис Ципрас обрушился с резкой критикой на немецкого министра финансов Вольфганга Шойбле, который пригрозил исключением Греции из еврозоны. По словам Ципраса, Германия выдвигает Греции неприемлемые условия для продолжения финансовой помощи и вообще стремится создать Европу «двух скоростей». Досталось и МВФ, который, как заявил Ципрас, также неспособен добиться смягчения кредитных условий для Греции.
Заявление греческого премьера отражает тот факт, что Германия и Евросоюз, а также МВФ уже не видят никакой возможности для разрешения греческого финансового кризиса: страна физически не в состоянии выплатить долги международным кредиторам. На конец 2016 года они составляли 315 миллиардов евро, или 180% ВВП. А идти на списание греческих долгов в преддверии выборов в Нидерландах, Франции и Германии европейцы не могут.
Можно ли вообще разрешить греческий кризис? Страна уже семь лет выживает благодаря международной финансовой помощи, но ей все равно не хватает денег. В результате бесчисленных мер экономии население поставлено на грань выживания, рушится социальная система. На съезде своей партии СИРИЗА Ципрас сказал: «Страна разграблена, а греческий народ продолжает приносить жертвы во имя Европы. Немецкое правительство во главе с Меркель, требующее от Греции дополнительных мер экономии, играет с огнем».
Что касается Вольфганга Шойбле, то он обвинил Грецию в затягивании реформ. На заседании министров финансов еврозоны Шойбле констатировал, что греческое правительство не выполнило взятых на себя обязательств. И вообще, сказал немецкий министр финансов, Греция живет не по средствам и не может в таком состоянии оставаться в еврозоне.
Случай Греции чрезвычайно показателен: стране предоставлена гигантская международная помощь в 86 миллиардов евро, однако результатов она не дала. Выделение очередного транша помощи возможно лишь после тщательного анализа проделанной греками «работы», но пока что выводы неутешительны. Ситуация в Греции развивается по тому же сценарию, что и на Украине, где международные кредиторы требуют жестких реформ, разрушающих экономику. Запущен некий адский механизм, ведущий к социально-экономическому коллапсу.
МВФ уже признал, что Греция не в состоянии выплатить долг, превышающий 300 миллиардов евро, и призвал европейских кредиторов списать значительную часть греческих долгов. Кроме того, Фонд подверг критике решение европейских кредиторов, согласно которому первичный профицит бюджета должен достичь 3,5% к 2018 году. По мнению МВФ, реальная цель — 1,5%. Однако Шойбле непреклонен: списание греческих долгов даже не обсуждается — по крайней мере до выборов в Бундестаг осенью этого года.
Лично у Ципраса сложное положение: если он согласится на жесткие требования кредиторов, то нарушит собственные предвыборные обещания и будет вынужден провести досрочные выборы. Если не согласится — возникает перспектива «грексита» — выхода Греции из еврозоны.
Тем временем ситуация в Греции становится взрывоопасной для Евросоюза в целом. Все участники переговоров по греческим долгам понимают, что компромисса необходимо достичь любой ценой, поскольку на выборах в Нидерландах, Франции и Германии евроскептики могут использовать «греческий фактор» для подрыва европейского проекта.