Президент Филиппин Родриго Дутерте должен стремиться к тому, чтобы привлечь членов АСЕАН, включая Китай, к борьбе с грабежом в открытом море для укрепления регионального сотрудничества.
31 января президент Родриго Дутерте вновь продемонстрировал свою веру в Китай, заявив в ходе процедуры приведения филиппинских военнослужащих к военной присяге, что он обратился к Китаю с просьбой о патрулировании международных вод вблизи Филиппин с тем, чтобы помочь в борьбе с пиратством.
Дутерте подразумевает море Сулу. По данным Международного морского бюро, в 2015 году доля пиратства в Юго-Восточной Азии составила 71% от общего объема. В прошлом году количество похищений на море достигло максимума за 10-летний период.
В прошлом году Филиппины, Малайзия и Индонезия договорились о проведении совместных морских операций в территориальных водах трех стран. Цель так называемой инициативы по патрулированию моря Сулу состоит в том, чтобы достичь успеха патрулирования Малаккского пролива, которое после его начала в 2004 году привело к значительному снижению нападений и похищений в проливе.
Дутерте прав, что внешняя помощь необходима для решения такой проблемы. Но чтобы Китай рассмотрел его предложение, он должен предоставить подробную информацию, в том числе с указанием точного региона, где КНР может помочь. Пока он упомянул только международные воды на юге моря Сулу. Такая неоднозначность может привести к путанице, особенно с учетом территориального спора между Филиппинами и Малайзией вокруг Сабаха, поскольку возникает вопрос, где именно находятся территориальные воды обеих стран.
Его замечания, что патрулированием может заниматься только китайская береговая охрана, а не военно-морской флот, также некорректны с юридической точки зрения. В соответствии с международным морским правом, любые военные корабли, военные самолеты и другие суда, находящиеся на государственной службе, могут арестовать пиратское судно или корабль, захваченный пиратами. Проще говоря, им даже не нужно приглашение, чтобы сделать это, поскольку они находятся в открытом море.
Тем не менее китайская и филиппинская береговая охрана могут действительно сотрудничать при желании. Во время визита Дутерте в Китай в октябре прошлого года стороны подписали меморандум о намерениях, касающийся создания комитета по береговой охране и морскому сотрудничеству. Такое сотрудничество не обязательно может быть ограничено Южно-Китайским морем, где у Китая и Филиппин имеются территориальные споры. Оно также может включать море Сулу, где необходима помощь Китая. Страны могут проводить совместное патрулирование или коллективные патрули с участием других заинтересованных сторон.
Хорошим примером является начатое в 2011 году сотрудничество между Китаем, Лаосом, Мьянмой и Таиландом: они проводят совместное патрулирование вдоль реки Меконг.
Аналогичным образом китайский и вьетнамский флоты провели 21 совместное патрулирование в Тонкинском заливе.
Китай может помочь Филиппинам в наращивании морского потенциала. Наряду с другими заинтересованными сторонами Китай на протяжении многих лет оказывал техническую поддержку для обеспечения безопасности Малаккского пролива. В Гвинейском заливе, где пиратство также процветает, большая часть ВМС прибрежных государств оснащена лодками или легкими фрегатами китайского производства. Кроме того, Китай может оказывать техническую помощь, а также обучать филиппинский флот и береговую охрану.
Дутерте может также обратиться за помощью в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии. В конце концов, сообщество АСЕАН несет основную ответственность за безопасность важного судоходного маршрута в своем регионе. Более 100 тысяч судов проходят по этому пути каждый год, перевозя на своем борту 55 миллионов тонн груза и 18 миллионов пассажиров. Так как АСЕАН стремится играть центральную роль в обеспечении безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона, она должна продемонстрировать свое единство, ответственность и даже способность бороться с пиратством в Юго-Восточной Азии.
Китай не должен быть единственной внешней силой, к которой необходимо обращаться за помощью. С 2010 года страны АСЕАН работают с восемью региональными державами в рамках Совещания министров обороны стран АСЕАН для рассмотрения таких вопросов, как морские угрозы в регионе и так далее. Ряд морских учений был организован и проведен в рамках группы морской безопасности, но ни одна реальная проблема не была решена. Может ли рабочая группа начать обсуждение ситуации в море Сулу? Есть надежда на то, что такие дискуссии могут со временем привести к оперативному взаимодействию. Именно поэтому заседания групп обмена информацией и устранения конфликтных ситуаций, на которых присутствовали представители военно-морских флотов из более 20 стран, стали полезными в борьбе с пиратством в районе Африканского Рога.
Если в конечном итоге Дутерте сможет убедить других членов АСЕАН и внешние силы договориться о создании международного транзитного коридора в море Сулу, идентичного коридору в Аденском заливе, он будет близок к успеху.