«Если бы западные страны не вторглись в Ирак, террористическая группировка ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) и другие исламистские террористические группировки не получили бы такую широкую поддержку. Поэтому мы косвенно ответственны за ту возросшую террористическую угрозу, жертвами которой мы стали», — утверждает Николай Ситтер (Nikolai Sitter).
Эксперт, занимающийся исследованием проблемы террора, утверждает, что западные страны должны взять на себя большую долю ответственности за то, что подвергаются возросшей террористической угрозе.
Ситтер — профессор политэкономии в Торговом институте BI и профессор государственной политики в Центрально-Европейском университете в Будапеште. Ситтер изучает террористические организации и методы борьбы с терроризмом. Недавно исследователь проблем террора выпустил книгу «История терроризма: покушения и борьба с террором от Бакунина до ИГИЛ».
Ожидаемый рост
«Я думаю, в ближайшие годы нам доведется пережить рост числа терактов в Западной Европе. За этими атаками будут стоять вооруженные исламисты. Вероятнее всего, угроза возрастет для таких стран, как Бельгия и Франция, потому что там хорошо организованные группы террористов уже закрепились на местах», — говорит Николай Ситтер.
В качестве других стран, которые могут подвергнуться террористическим атакам, Ситтер называет Германию и Великобританию, и повсюду за подобными терактами будут стоять симпатизирующие террористам одиночки, действующие самостоятельно, не имеющие какой-либо большой поддержки. То же самое можно сказать и о Норвегии.
Преувеличенная угроза
Хотя эксперты и ожидают роста терактов в Европе и США в ближайшие годы, Стивен Дэвид Рейчер (Stephen David Reicher) считает страх террора преувеличенным. Известный ученый — профессор политической психологии в Сент-Эндрюсском университете в Шотландии.
«Если взглянуть на количество погибших в результате терактов в Европе и США, то цифры очень невысоки. На самом деле озабоченность должны испытывать на Ближнем Востоке», — говорит Рейчер.
В последние 16 лет произошел существенный рост числа жертв терактов, но все равно количество террористических атак существенно меньше, чем в 1970-1980-е годы. Только полпроцента терактов приходятся на западные страны, чаще всего теракты осуществляются в районах военных действий, о чем говорят цифры, позаимствованные NRK в Институте исследования проблем мира и Университете Упсалы. Тем не менее, террор — то, чего мы опасаемся больше всего.
«Проблема заключается в том, что у нас культура, которая все время твердит нам, что мы в опасности. Каждый раз, оказавшись в аэропорту, человек проходит контроль безопасности, и это указывает на то, что опасность существует. Государственные здания защищены заборами и камерами слежения. Мы живем в культуре страха, которая видит страх повсюду в нашей повседневной жизни.
Страх как средство политической власти
К тому же, считает Рейчер, политические лидеры также подогревают нашу неуверенность, играя на страхе в ходе политических дискуссий. Страх, утверждает Рейчер, стал мощным политическим оружием, особенно у правопопулистских партий, которые приобретают в Европе все больше сторонников.
«Они пытаются сказать, что нам угрожают как символически, так и конкретно. Символически — потому что под угрозой наш образ жизни, конкретно — потому что под угрозой наша работа и безопасность. Страх объединяет людей, и он создает поддержку такому образу мысли».