Какие были времена, когда известный российский телеведущий Дмитрий Киселев назвал президента США Дональда Трампа «настоящим мужиком».
После победы Трампа в Белом доме будет друг Москвы — такое впечатление должно было сложиться у людей, когда они включали российские каналы или открывали близкие к Кремлю газеты. Повсюду хвалили Трампа. Его план строительства стены на мексиканской границе — «последовательный и продуманный», запрет на въезд для беженцев и людей из семи, преимущественно мусульманских стран — «храбрый».
Странно, что день инаугурации Трампа не объявили национальным праздником в России, смеялся журнал The New Times, критикующий Кремль.
Четыре недели спустя, эйфория исчезла.
Даже лояльные Кремлю патриоты «Национально-освободительного движения» уже сыты по горло «культом Трампа» в средствах массовой информации. В среду в знак протеста они даже пришли к пропагандистскому агентству «Россия сегодня» в Москве, которое возглавляет Киселёв.
Москва возлагала на Трампа большие надежды, и теперь правительство России разочаровывается каждый день.
Поворотным моментом стала отставка советника по безопасности Майкла Флинна. Во вторник Флинн подал в отставку, он прилагал усилия для улучшения отношений с Кремлем. В последующие дни появились новые сообщения о контактах близких соратников Трампа с российскими офицерами разведки во время избирательной кампании и перед вступлением в должность.
Сначала в вечерних новостях российское государственное телевидение умолчало об отставке Флинна. Близкие к государству газеты не сообщали о причине отставки — то есть, о том, что Флинн солгал вице-президенту США Майку Пенсу о своих телефонных разговорах с послом России в декабре.
В Москве Флинна считают жертвой, консервативные круги говорят о большом заговоре. «Скандальным» назвала уход генерала правительственная «Российская газета» и сообщила о том, что грядет «новая волна истерии против России». «Враги Трампа с помощью секретных служб и средств массовой информации уничтожат его, вплоть до отставки. Теперь целью стал сам Трамп», — написал в Twitter сенатор и эксперт по внешней политике Алексей Пушков. Другие говорят о «паранойе» в Вашингтоне.
Российские СМИ и политики по-прежнему защищают президента США. Даже пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков оказывает поддержку. Он, как обычно, резко опроверг сообщения о разговорах людей Трампа с российскими агентами. Это не основано «ни на подтвержденных данных, ни на конкретных фактах».
При этом еще 10 ноября заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков в интервью агентству «Интерфакс» подтвердил, что контакты с командой Трампа во время избирательной кампании все же были. Картер Пейдж, инвестиционный банкир в Москве, в ходе кампании посетил российскую столицу. По некоторым сообщениям, он также встречался с доверенными лицами президента Владимира Путина — Игорем Сечиным и представителями администрации президента. Эти сообщения не были подтверждены.
Новую администрацию охватила «русофобия»?
Отставка Флинна — это первый серьезный удар по отношениям между Трампом и Путиным. В Москве все больше понимают, что у Трампа нет никакой внешнеполитической концепции. До сих пор неясно, какого рода сделки он хочет заключить с Россией. Первый телефонный разговор с Путиным предлагает лишь некоторые подсказки.
Кроме того, Трамп не слишком точен с фактами и действует непредсказуемо. До сих пор такие повороты были отличительной чертой Путина, например, его политики в отношении Турции. Кроме того, Трамп находится под большим давлением. Члены его собственной партии требуют в Конгрессе США более жесткой позиции в отношении Москвы. Либо Трамп не настолько независим, насколько хочет казаться таковым, либо «русофобия также полностью охватила и новую администрацию», — сказал Константин Косачев, председатель комитета Совета Федерации по международным делам.
Заявление пресс-секретаря Трампа о том, что Вашингтон ожидает возвращения Крыма, также вписывается в эту картину. Пытался ли Шон Спайсер таким образом вывести Трампа из-под удара и согласиться с критиками Кремля среди республиканцев? Совпадение с моментом отставки Флинна очевидно, поэтому стоит ожидать и возмущения России.
«Это то же самое, что требовать от США возвращения Аляски», — сравнил Виктор Озеров, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. «На эту тему мы дискутировать не будем, она не подлежит дискуссии», — сдержанно отреагировал пресс-секретарь Кремля Песков. Россия не обсуждает свои территориальные вопросы с иностранными партнерами.
Довольно мягкий тон свидетельствует о надежде на скорую встречу Трампа и Путина. Почти каждый день в Москве обсуждают первую встречу двух лидеров. Но до сих пор нет ничего конкретного, поэтому Кремль продолжает активно ее добиваться по всем каналам. Путин уже предложил в качестве места встречи Словению, родину первой леди Меланьи Трамп.