Новое американское руководство не простит России присоединение Крыма. Так считает депутат Антонин Седя от партии ČSSD. В интервью порталу ParlamentniListy.cz он также заявил, что приток украинских кадров может обогатить нашу страну и помочь заполнить десятки тысяч рабочих мест, хотя, с другой стороны, этих хорошо подготовленных людей, конечно, будет не хватать самой Украине. Отдельная проблема — это безопасность. Украинская армия должна продолжать повышать свой профессиональный уровень. Что касается укрепления восточного крыла НАТО, то, по мнению Седи, это, скорее, «символический жест».
Parlamentní listy: Как вы оцениваете отношения Трампа и Путина в свете украинского вопроса? Оставит ли новая администрация киевское правительство или же, помня об аннексии Крыма, будет сохранять ограничения во имя Украины?
Антонин Седя: Судя по недавнему заявлению постоянного представителя США в СБ ООН и по словам президента Дональда Трампа, Соединенные Штаты будут настаивать на возвращении Крыма Украине. Поэтому США и сохраняют экономические санкции против Российской Федерации. Что касается самой Украины, то, как мне кажется, растет политическое давление со стороны США и ЕС на украинское правительство и президента Петра Порошенко. США и ЕС настаивают на более уверенном проведении реформ и борьбе с коррупцией. Нужно понимать, что Запад оказывает Украине большую финансовую и консультативную помощь.
— Не оставят ли Соединенные Штаты Европейский Союз в одиночестве по вопросу Украины? Вот-вот будет введен безвизовый режим, однако, Нидерланды, к примеру, по-прежнему выступают против.
— Логично, что именно ЕС помогает решать европейские проблемы. Безвизовый режим — это политическое решение, которое символизирует углубление сотрудничества и взаимного доверия. И все же ясно, что у стран-членов Евросоюза нет единого мнения не только об этом шаге, но и об отношении к Российской Федерации. Пример Украины подтверждает, что Европейский Союз нуждается в единой внешней политике. Лично я предполагаю, что процесс демократизации на Украине будет продолжаться, и только от самих украинцев будет зависеть, увенчаются ли их усилия, направленные на интеграцию в ЕС и НАТО, успехом.
— Предложенный безвизовый режим с Украиной имеет два уровня. Первый связан с определенным риском для безопасности и той ситуацией, которая сегодня сложилась в этой стране. Я имею в виду по-прежнему процветающую коррупцию, значительное влияние олигархов на общество и те риски для безопасности, которые связаны с продолжающимся конфликтом на востоке Украины. Второй уровень — это украинская рабочая сила, в трудоустройстве которой у нашей страны уже накоплен большой опыт. Я не думаю, что приток сотен тысяч украинцев на европейский рынок труда повлечет за собой какие-то проблемы. Скорее, это поможет решить проблему недостатка рабочих сил. Так, например, чешской промышленности не хватает 140 тысяч рабочих.
Правда, я опасаюсь двух тенденций. Во-первых, предприниматели добиваются снижения стоимости труда, что, кстати, стало одной из причин Брексита. Вторая тенденция — ухудшение украинской экономики, для которой отток специалистов за рубеж стал бы серьезным ударом. В результате могут остановиться реформы, произойти сбои в интеграционном процессе, а главное, может снизиться уровень жизни на Украине со всеми вытекающими из этого последствиями.
— С другой стороны, Украина призывает в армию все новых и новых людей, а молодежи, которая работает и у нас тоже, идти служить совсем не хочется…
— То, что молодые люди не хотят служить в армии, это понятно. Так было и будет. Поэтому меня удивляют безответственные предложения некоторых чешских политиков, которые выступают за возвращение обязательной военной службы. Украина долгое время недооценивала численность и техническое состояние своей армии, полагаясь на международные договоренности. Но после аннексии Крыма возникла проблема, которую украинцам приходится решать, несмотря на незавершенный и продолжительный вооруженный конфликт в Донецке и Луганске. На первом этапе украинская армия нуждается в стабилизации и модернизации. На втором этапе Украина должна сделать свою армию значительно более профессиональной. Именно в обучении вооруженных сил и служб безопасности Украине очень помогают Евросоюз и США. И их общим приоритетом должно быть скорейшее завершение бессмысленных боев на востоке страны.
— Как вы считаете, может ли Россия еще больше сблизиться с Китаем и выступить против Европы, используя экономические или военные средства?
— Российская Федерация уже давно это делает. Пример — членство в Шанхайской организации сотрудничества и в Евразийском экономическом союзе. Сотрудничество между Россией и Китаем окрепло после введения экономических санкций. К примеру, в поставках нефти и газа. Но я не думаю, что цель этого сотрудничества — объединиться против Европы. Если говорить о военном сотрудничестве РФ и Китая, то перспективными мне кажутся, скорее, поставки российской военной техники. Также нужно подчеркнуть, что российские вооруженные силы достигли больших успехов в области профессионализации, повышения боеспособности и модернизации. Я предполагаю, что российская армия будет продолжать совершенствоваться в этом направлении. Что касается экономического и военного сотрудничества, то российская сторона сосредоточена больше на бывших республиках СССР и своих непосредственных соседях.
— Не будит ли НАТО «лихо», размещая свои войска в Польше и Прибалтике? Не может ли случиться так, что России, желая припугнуть, скажем, на какое-то непродолжительное время перекроет нефте- и газопроводы?
— Размещение трех международных батальонов в странах Прибалтики и в Польше — это ответ на изменения в политике России по отношению к ее соседям и НАТО. Я напомню, что до аннексии Крыма проходили заседания постоянного Совета Россия —НАТО и перед российскими политиками были открыты двери в Парламентскую ассамблею НАТО. Российская Федерация и НАТО вели непрерывный диалог. Польша, Литва, Латвия и Эстония боятся за свою независимость и опасаются возможной гибридной войны, инициированной Российской Федерацией. Поэтому НАТО и решила укрепить свое восточное крыло. Хотя сейчас это выглядит, скорее, символическим жестом. Самое важное — это степень солидарности внутри альянса, которой обусловлена активация пятой статьи Североатлантического договора. Соглашусь, что экономика связана с политикой, но я не боялся бы вероятных санкций со стороны России. Во-первых, потому что российская экономика зависима от продажи нефти и газа. А во-вторых, страны-члены Евросоюза приготовились к возможным перебоям в поставках, позаботившись прежде всего о диверсификации энергетических источников и увеличив мощности хранилищ на случай кризисных ситуаций.
— Как вы думаете, изменится ли каким-то образом немецкая политика в отношении Украины после избрания новым президентом ФРГ Штайнмайера и возможного избрания новым канцлером Шульца?
— Я не думаю, что политика ФРГ по отношению к Украине или Российской Федерации изменится. Мы знаем, что между Германией и Россией давно налажено сотрудничество, Германия связывает с ним некоторые национальные интересы. Однако ни один немецкий политик, мыслящий демократически, не может согласиться с Крымом как частью Российской Федерации. Намного больше изменений в политике Германии может произойти после Брексита или предстоящих выборов в некоторых странах-членах Европейского Союза. Возможно, дело дойдет и до ограничения или отмены экономических санкций против России. И, как я уже сказал, я ожидаю усиления давления на украинские реформы и исполнение Украиной договора об ассоциации. И все же никаких резких изменений я не ожидаю — ни со стороны Германии, ни со стороны Европейского Союза.
— Недавно Владимир Путин побывал в Словении. Наряду с Венгрией и Болгарией эта страна больше склонна поддерживать Москву, а не Киев. Что вы скажете об этой тенденции?
— Речь идет о дипломатии и политике влияния России на своих «бывших» сателлитов. Но одно дело — экономическое сотрудничество, которое случае Венгрии, Болгарии и Словении играет главную роль, и другое дело — защита демократических ценностей и безопасность страны. А она заключается в сотрудничестве этих стран, да и Чешской Республики тоже, в рамках Европейского Союза и Североатлантического альянса. Если говорить об экономическом сотрудничестве, то ясно, что для этих (и не только) стран Российская Федерация является более значимым экономическим партнером, чем слабая сегодня Украина. Однако я не думаю, что страны ЕС отклонятся от долгосрочной политики, которая заключается в защите демократии и свободы.